Город в северной Молдове

Четверг, 25.04.2024, 01:28Hello Гость | RSS
Главная | ВСПОМИНАЯ МИНУВШИЕ ГОДЫ... | Регистрация | Вход
Форма входа
Меню сайта
Поиск
Мини-чат
Главная » 2020 » Июль » 11 » ПРИОТКРЫВАЯ "ТАЙНУ"
03:32
ПРИОТКРЫВАЯ "ТАЙНУ"

Удаляясь на восток от центра страны, нельзя не заметить, как меняется пейзаж за окном. Небоскрёбы, шумные трассы, рестораны и театры остаются где-то далеко, в другом мире. А вокруг – безмятежные холмы, покрытые зелёной  порослью; оливковые деревья, одинокие свидетели бесконечной смены эпох; небольшие островки леса, остатки некогда непроходимых дубовых рощ. В этих краях живут шакалы и дикие зайцы, по этим ущельям прыгают горные козлы, а в неподвижном воздухе, наполненном летним зноем, зависает в полёте сизокрылая пустельга.
Ивритские надписи на закусочных, цветочных теплицах и автомастерских здесь сменяются арабскими, и о еврейском присутствии напоминают лишь аккуратные крыши домов, которые виднеются вдалеке. 
Это – Самария. Древняя, загадочная, многострадальная часть Эрец-Исраэль, которая видела много крови, впрочем, как и вся эта земля. Я еду в одно из самых крупных поселений Самарии, чтобы побеседовать с Моше Фейглиным - политиком, публицистом и мыслителем.


- Моше, скажите, как человек, очень много лет пребывавший в израильской политической жизни. Нынешние политики знают слово "стыд"?
- По-видимому, нет. И этому есть объяснение. У современных политиков нет стратегии, нет цели, нет идеала, к которому стоит стремиться. Цель заменяется выживанием. На сегодняшний день слово "стыд" отсутствует не только в политике, но в любой сфере, которая требует принятия ответственных решений. Разве в судебной системе существует стыд? Нет, они занимаются исключительно своими собственными интересами.
- Что вы имеете в виду?..
Я вам приведу пример. На праймериз в "Ликуде" я получил шестнадцатое место. После чего Нетаниягу выбросил меня из предвыборного списка. Это было совершенно противоправное действие.
- Что значит "выбросил"?
- Это значит, что он передвинул меня на непроходное тридцать шестое место.  Он понимал, что юридически я могу оспорить это решение. Но не буду этого делать, зная, каких взглядов придерживаются судьи БАГАЦа. Он понимал, что я абсолютно беззащитен, потому что любой судебный процесс я проиграю.
- Почему?
- Потому что судьи были и остаются настроены против людей, придерживающихся моих взглядов, и против меня лично.
- То есть вы хотите сказать, что решения принимаются Высшим судом справедливости не по закону, а по личным убеждениям?
- В том, что касается политических решений, однозначно. В тех вопросах, которые касаются направления развития страны, БАГАЦ, безусловно, становится политическим игроком и в том, что касается политических вопросов, у него есть совершенно определённая позиция. То же касается и полиции, и армии.

Нам, обычным гражданам, хочется думать, что существуют какие-то люди или какие-то службы, которые стоят выше нас, блюдут закон и мораль.  Но это не так. Нет никаких "высших авторитетов".

Есть поле. На этом поле играют разные группы игроков. И у этих групп есть интересы, часто противоречащие друг другу. С одной стороны, каждая из таких групп пытается сохранить свою власть. С другой стороны, у каждой из них есть свой взгляд на развитие государства. При этом нет судей, которые бы судили игру. Все участники играют одновременно. Это очень важно понимать.
- Кого вы называете игроками?
-  Кнессет, полиция, БАГАЦ и СМИ. У каждого из этих игроков есть свои взгляды и убеждения. Проблема в том, что Высший суд справедливости не подчиняется никаким законам. Его нельзя сместить, его нельзя переизбрать, его нельзя переключить, как телевизионный канал. Он сам себя выбирает, сам себя назначает, сам себя воспроизводит. Несмотря на то, что есть формально процедура назначения судей, всем понятно, что это – закрытая каста. Простой пример: в нашей стране около пятидесяти процентов евреев – выходцы из восточных стран. Сколько их представителей в БАГАЦе? Ни одного. Есть миллион русскоговорящих израильтян. Сколько их в БАГАЦе? Один. Двадцать процентов населения носят кипу. Сколько их в БАГАЦе?
- Ну там, по-моему, один араб есть.
- Это "украшение", прикрытие для того, чтобы сделать вид, что там царит демократия. БАГАЦ берет на себя функцию "нравственного судьи" и "морального ориентира". Но в таком случае хотелось бы, чтобы орган, который берет на себя ответственность служить "моральным компасом", более-менее адекватно представлял народ, ориентиром для которого он служит. 
Но этого не происходит. 
И сейчас я возвращаюсь к вашему вопросу - есть ли стыд? 

Нет стыда. 
А почему? Потому что у того института, который назначил себя "совестью", нет стыда. Кто-нибудь из журналистов говорит на эту тему? Нет. Вместо этого мы слышим бесконечно, что депутаты Кнессета получают огромные зарплаты, что они разбазаривают общественные деньги и все прочее. 
А почему? Потому что СМИ и БАГАЦ связывают одни и те же политические взгляды. Поэтому эти два игрока на нашем условном поле поддерживают друг друга, помогают друг другу удерживать власть. Но отсутствие стыда начинается не с этого. Оно начинается с отсутствия идеи.
- Но вы говорите о том, что все премьер-министры, начиная с шестьдесят седьмого года, кроме Голды, Бегина и Шамира были большими коррупционерами, чем нынешний руководитель страны. Но при этом у всех было некое мировоззрение на то, каким должно быть государство. Его нужно было как минимум построить. Получается, что наличие идеологии и коррупция не противоречат друг другу.
- Я специально упомянул эту дату, шестьдесят седьмой год. Потому что после победы в Шестидневной войне начался период политической деградации в Израиле. Конечно, наличие идеала не исключает жажды наживы. Но наличие идеала компенсирует эту жажду:  человек, который видит перед собой большую цель, не будет размениваться по мелочам... 
Вот вы говорите о стыде. Я вам дам простой пример. В начале века началось расследование против Ариэля Шарона. Очень серьёзное расследование, грозившее ему реальным тюремным сроком. И он нашёл выход из положения: затеял размежевание. И о, чудо! Все расследования прекращаются, всё внимание общества и СМИ сосредоточено на размежевании, судебная система мобилизуется против инакомыслящих, то есть людей, придерживающихся правых взглядов. В конце концов осудили его сына, который отсидел несколько месяцев. По сравнению с тем, что могло бы быть, это ерунда.
- Понятно. Но наши политики, никогда не слышавшие слова "стыд", прекрасно знают слово "наглость".
- Верно. Правительство из тридцати шести министровэто наглость. И Высший суд, который сам себя назначает, это наглость. И офицеры, которые используют свои боевые заслуги, чтобы диктовать обществу, что ему делать, – это тоже наглость. 
И эта наглость распространяется повсюду.
Ученики хамят учителям, дети наглеют по отношению к родителям, водители на дорогах подрезают друг друга. Наглость, как ржавчина, разъедает общество. 
Я бы сформулировал это несколько по-другому: нет уважения. У нас исчезло уважение к стране, уважение к народу... 
Мы сегодня, во время эпидемии, наблюдаем самое дорогое, беспринципное и бесчестное правительство в истории государства.
- Безусловно. Но, во-первых, я рад, что у нас наконец есть правительство. Если бы мы пошли на четвёртые выборы, которые снова не принесли бы результата, то я не исключаю варианта, при котором люди вышли бы на улицы. И началась бы гражданская война. Лучше дорогое правительство, чем война.
 Во-вторых, когда вы говорите про "дорогое" правительство, вы должны понимать, откуда эта дороговизна берется. Главные наши расходы не от новых министерств, хотя и они есть, конечно. 

Огромные суммы уходят на содержание бюджетных пенсионеров, в первую очередь военных и судебных. 
Мы говорим о миллионах шекелей каждый месяц, которые выплачиваются этой категории граждан из нашего с вами кармана. Эти пенсии никак не ограничиваются и мы говорим о гигантских суммах, намного больших, чем зарплата депутата Кнессета. Таким образом наши дети и внуки взваливают на себя ярмо по содержанию этих каст...
- Когда вы говорите о "кастах", вам не кажется, что сегодня мы наблюдаем борьбу между образованной левой ашкензской элитой и, условно говоря, "народом"? И, как ни странно, Нетаниягу, который и по происхождению, и по образованию, и даже по убеждениям, как мне кажется, является частью этой элиты, сумел позиционировать себя в качестве представителя "воли народа".
- В этом и есть главный парадокс. 
Во-первых, он всё-таки придерживается правых взглядов. Он на них вырос. Поэтому он вроде как и свой для левой элиты, но не совсем. То есть категорически не совсем, потому что он вырос на учении Жаботинского. Нетаниягу долгое время пытался подмигивать БАГАЦу, пытался быть для них "своим парнем". Но в конце концов ему указали его место. Сегодня он уже понимает, что ему ничего не светит на левом фланге. Он даже не пытается быть там "своим". Нетаниягу пытается представлять интересы еврейского народа.
- Но Эстер Хают – не меньшая еврейка, чем Моше с шука Кармель.
- А вот здесь очень интересно. Потому что возникает чёткое разделение на приоритеты. Что для тебя первоочередно: быть евреем или быть израильтянином?
- А есть противоречие?
- Конечно. Гигантское. В этом-то вся проблема и заключается.
- И что, по-вашему, приоритетнее?
- Для меня – быть евреем. Для левой элиты – быть израильтянами. И именно поэтому в Высшем суде нет людей, для которых важно быть в первую очередь евреями...
Государство Израиль возникло на двух главных эпосах, которые, в некотором смысле, противоречат друг другу. 
Один основывается на еврейском народе с трехтысячной историей, Пятикнижием Моисеевым и верой в единого Бога. 
С другой стороны, возник сионистский эпос, который гласил: "Мы будем нормальным государством, как все".

И вот эти две идеи столкнулись между собой. Потому что или мы "избранный" народ с уникальной историей, или мы "как все".

Мне кажется, что если мы сможем найти формулу, которая объединит два этих эпоса, мы построим страну, какой не бывало в истории человечества. С нашим потенциалом у нас нет препятствий, кроме нас самих.
- Но вы уже говорили о том, что сегодня нет никакой идеологии. Сегодня нет разницы между левыми и правыми. Ни у тех, ни у других, нет ни единой идеи, нет видения развития страны. Только желание урвать себе и сейчас...
- И это правда. Но те, кто сегодня относятся условно к правому флангу, ставят во главу угла еврейскую составляющую, а для тех, кто придерживается условно левых взглядов, приоритетна израильская составляющая. В этом принципиальная разница. С одной стороны, мы говорим об "еврейском государстве", а с другой – о "государстве для всех". Это, кстати, не касается территорий. При правых было отдано больше земли, чем при левых.
- То есть я так понимаю ... ... "евреи" хотят построить здесь еврейское государство, а "израильтяне" - маленькую Америку?
- Да. Условно это разделение на Иерусалим и Тель-Авив. Посмотрите, что происходит в Тель-Авиве. Ведь эта проблема с нелегалами из Африки не решается годами. А почему? По всё той же причине. Потому что Высший суд препятствует всеми способами решению этой проблемы. Тель-Авив сегодня – это Нью-Йорк со своим Манхэттеном и со своим Гарлемом. А Иерусалим остался неизменным.
- То есть светский Израиль против религиозного?
- Нет. Мы ни в коем случае не говорим о религиозной составляющей. Я говорю о борьбе внутри каждого гражданина Израиля. Что для него первично: быть евреем или быть израильтянином? И каждый на этот вопрос отвечает самостоятельно.
- А как насчет не еврейских граждан Израиля? Им как себя воспринимать?
- Как израильтян.
- То есть мы говорим о самоидентификации, "зеут".
 - Да, да. Поэтому мы и назвали так партию. Для нас вопрос самоидентификации в израильском обществе, пожалуй, один из важнейших. Кстати, я могу сказать про нашу партию, "Зеут", что это единственная партия, у которой есть мировоззрение, но нет наглости. У нас есть чёткая программа, которой нет ни у одной другой партии. У нас есть чёткие ориентиры и цели.
- Тогда как вы объясняете то, что ваши идеи не пользуются поддержкой на выборах?
- Буквально за десять дней до выборов против нас объединились все остальные касты. Нас просто испугались. 
На нас обрушился шквал обвинений и клеветы, нас демонизировали, сделали пугалом. Можно отбиваться от десяти врагов, как в мультиках про черепашек-ниндзя, но нельзя отбиваться от двухсот врагов одновременно. И граждане нас побоялись. По всем опросам мы проходили, поэтому многие решили: "Ну, он и так пройдет. Так что зачем его поддерживать?"

Майя, вы должны понимать, что политика – это джунгли. Причем джунгли, где происходит одновременно множество разнонаправленных событий. И политику приходится находить баланс между интересами избирателя, интересами внутри собственной партии и личными интересами. И при этом ещё заботиться о выживании. Я не столь циничен, как другие. Я не смог попрать свои принципы, изменить своим идеалам. Но я – это исключение. 
С другой стороны, была партия, которая проделала ровно обратный путь. Это партия НДИ. Поначалу они не проходили по опросам. Либерман в течение нескольких лет пропагандировал ненависть. Сначала была ненависть к террористам, потом вообще ко всем арабам. В какой-то момент и это перестало работать. И он нашёл новый способ подогреть к себе интерес: ненависть к ультраортодоксам.
- Таким образом мы пришли уже к четвёртому понятию: ненависть.
-  Либерман – это поджигатель. В этом его задача: подносить спичку к стогу сена, чтобы вспыхнул пожар. Но мы не можем себе этого позволить. Ни при каких обстоятельствах. Поэтому я считаю, что лучше,  это уродливое правительство, чем гражданская война...
- Я родилась в стране, где небольшая партийная верхушка жила при коммунизме, а все остальные жили в Советском Союзе. Вам не кажется, что сегодня в Израиле происходит то же самое?
- Кажется. И это не те, о ком вы говорите. Вы, конечно, имеете в виду депутатов Кнессета и министров. А я говорю о закрытых кастах судебных, медийных, военных... 
Представьте себе. Вы были призваны в армию в восьмидесятых годах. В сорок пять лет вы закончили службу. Вы получаете огромную пенсию. Но у вас ещё полно сил. И вы пошли служить в полицию. Или на другую госслужбу. И отработали ещё пять лет. И получили ещё одну пенсию. Или, допустим, вы судья. Вы получили большой государственный пост. А потом ещё один, и ещё один. И с каждого поста вы получаете пенсию. Представьте себе, до каких размеров могут доходить эти пенсии. И эти люди действительно живут при коммунизме за счёт всех остальных граждан.
- Эту систему можно разрушить?
- Я пытался. И поэтому я уже не в Кнессете... 
Это всё началось ещё во времена "Мапая", и до сих пор невозможно изменить этот миропорядок. Потому что судебная, военная и медийная касты, не избранные НИКЕМ люди, покрывают друг друга. И все вместе они борются против Кнессета.
- Скажите, вы всё ещё верите, что мы единый народ? Ведь нас всё время пытаются разделить. Политики в первую очередь.
- Я верю. Это всё равно, что попытаться приготовить пирог. Взять отдельно все ингредиенты: муку, масло, сахар, яйца. И положить их по отдельности в духовку. Вы не получите пирог. Для того, чтобы его получить, нужно смешать все ингредиенты. Сегодня каждый из нас – отдельный ингредиент в духовке. Но у нас есть потенциал стать прекрасным пирогом. И я верю, что это произойдет. Причём не по нашей воле, а по воле Всевышнего. Обратите внимание, я впервые упоминанию Всевышнего в нашем разговоре. У меня нет логического объяснения тому, что происходит в Израиле. Потому что то, что происходит, противоречит всякой логике.

Для меня это чудо, не иначе. Во-первых, вечность нашего народа противоречит законам природы. Собственно, сам факт существования Бога – это существование еврейского народа. И все, кто пытался уничтожить евреев, пытались уничтожить Бога. А во-вторых, государство, которое было образовано спустя три года после Освенцима, – это совершенно невообразимое чудо. И, как ни странно, несмотря на все внутренние противоречия, несмотря на все проблемы, несмотря на войны, несмотря на все  попытки его уничтожить, это чудо продолжает жить. Мы наблюдаем какую-то фантастическую жажду жизни, которой нет сейчас нигде в мире. 
И её ничем другим, кроме Божьего промысла, не объяснить. 
Но, кроме помощи Бога, мы и сами должны предпринимать усилия. Кто-то должен дать людям надежду на будущее. Некое мировоззрение, некую идею, к которой нужно стремиться...
- Таким образом, мы за время беседы проделали путь от стыда, вернее, его отсутствия, от наглости, идентификации, ненависти до веры.
- Да. Я верю, что для того, чтобы создать по-настоящему процветающее общество, нужна максимальная свобода.
Как можно меньшее вмешательство государства в жизнь людей и в экономику, в отношения между религией и государством, в культуру. 
И когда мы перестанем друг друга бояться, когда мы начнём говорить и понимать, то мы построим такое государство, которое невозможно будет остановить. И эта сила, которая позволяет чуду существовать, станет более осязаемой. Но мы должны прийти к этому самостоятельно.
- Вы верите в лучшее будущее для нашей страны?
- Да. Я очень верю в наш народ. Я верю в нашу страну. Я человек верующий и верящий. И я вижу положительные процессы, даже несмотря на трудности и разногласия, даже несмотря на кастовую систему, на раздробленность и внутреннюю вражду. Среди болота рождаются прекрасные цветы. Я в это верю.

Когда мы закончили разговор, я обратила внимание, что у Моше в доме очень много книг. И нет телевизора. Моше отвёл меня в свою библиотеку. Когда он брал книгу и аккуратно листал страницы, взгляд его смягчался, на лице появлялась улыбка. "Разве это не прекрасно!" - говорил он. А потом рассказал, что его сын Авраам, вернувшись из армии, решил продолжить традицию своего дедушки и стать профессиональным переплётчиком. И мы поехали в его мастерскую... В тёмном тесном помещении без окон, которое освещается яркой флуоресцентной лампой, зависшей под потолком, оборудована настоящая мастерская. Пласты кожи разных цветов, старые разорванные книги, щипцы, плоскогубцы, всевозможные ножи и ножницы разных размеров. Здесь, на станках, сохранившихся с шестнадцатого века, молодой человек с кипой на голове и пистолетом за поясом трудится над переплётом многотомника Гемары. На каждом томе будет изображён один фрагмент, а все вместе они будут составлять картину Старого города Иерусалима. И я снова подумала, что и древняя земля, и старая мастерская, и вековая традиция, – всё это продолжение одной книги, слова в которой пишутся уже больше трёх тысяч лет.

Взяла интервью Майя Гельфанд

 

Просмотров: 395 | Добавил: ГУГЛИК
Всего комментариев: 1
1 Kiwa  
догадывался - как и многие наши граждане - что Биби немного "не того", но чтобы он оказался ТАКИМ подлецом... в страшном сне не мог представить!!
он же буквально уговаривал М. Фейглина не принимать участия в выборах и обещал (как и всегда только "обещал") портфель министерский...
да-а-а-а-а, цензурные слова в адрес нашего непотопляемого ничтожества закончились...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
Наш опрос
Что Вы можете сказать о Бельцах?
Всего ответов: 375
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz