Город в северной Молдове

Пятница, 22.11.2024, 00:57Hello Гость | RSS
Главная | ВСПОМИНАЯ МИНУВШИЕ ГОДЫ... | Регистрация | Вход
Форма входа
Меню сайта
Поиск
Мини-чат
Главная » 2011 » Март » 15 » МОИ БЕЛЬЦЫ
10:28
МОИ БЕЛЬЦЫ
из воспоминаний Ю.Д.Рошкована...
 
 До Второй мировой войны в городах и местечках Бессарабии существовали известные во всём еврейском мире общины с характерным образом жизни, развитой и весьма колоритной идишской культурой. Не случайно певец этого мира Шолом Алейхем одно из самых ярких своих произведений – "Блуждающие звёзды" – посвятил бессарабским евреям. Одним из таких центров был город Бельцы.
 О размахе религиозной и светской жизни в этом городе свидетельствуют хотя бы такие факты: в нём действовало около тридцати синагог, 11 молельных домов, "Талмуд-Тора", мужская и женская еврейские гимназии, начальные школы, детский сад, еврейская больница, поликлиника, ночной приют...
Холокост всё это перечеркнул.
 На севере Молдовы, в самом центре плодородной Бельцкой степи, расположен второй после Кишинёва промышленный и культурный центр Бессарабии – город Бельцы.
История этого города уходит далеко в глубь веков: на его окраинах найдены предметы, относящиеся ко времени первобытного общества. Первые сведения о существовании поселения на месте нынешних Бельц относятся к началу l5-ro века. В 1421 году при молдавском господаре Александре Добром поселение входило в состав владений княгини Мазовецкой, cестры литовского князя Владислава Второго.
 В конце 15-го века буджакские татары во главе с ханом Менгли-Гиреем полностью разграбили и сожгли поселение. С конца 15-го до начала 18-го веков сведений о разрушенном поселении не имеется. Однако известно, что его территория входила в состав Молдавского княжества. В начале 18-го века, во время Прутского похода Петра Первого, Бельцы являлись основной базой снабжения русской армии. После отступления русских войск здесь остались большие запасы продовольствия. Узнав об этом, буджакские татары вновь напали на поселение, разграбили и сожгли его.
 В 1766-ом году, после изгнания татар, господарь Молдовы Александр Гика подарил земли на реке Реут Ясскому монастырю святого Спиридона и крупным купцам – братьям Александру, Константину и Иордакию Панаите. В имении Панаите начинает строиться село Бельцы, которое в конце 18-го столетия становится небольшим торговым центром.
В 1795 году Георгий Панаите выстроил здесь собор. 
 Сегодня это самое старое здание города. В планы помещиков Панаите входило дальнейшее развитие поселения и превращение его в город. С этой целью, начиная с 1779 года, они стали приглашать евреев в Бельцы.
 Архивные документы свидетельствуют о согласии молдавских господарей Константина Морузи и Александра Иона Маврокордата на переезд евреев в Бельцы.
 В результате русско-турецкого договора, подписанного в Бухаресте 25-го мая 1812 года от имени России фельдмаршалом М.И. Кутузовым, Бессарабия была аннексирована Россией. В период с 1812 по 1818 гг. на её территории проживало около пяти тысяч еврейских семей – выходцев из Подолии, Польши и Германии. Небольшую их часть составляли "сефарды", потомки испанских евреев, изгнанных испанской королевской четой Фердинандом и Изабеллой.
  По переписи царских властей 1812 года в Бельцах уже проживало 244 семьи евреев, а общее их число составляло 1220 человек.
  В дальнейшем количество евреев города росло вследствие политики поощрения царскими властями заселения Бессарабии. К правам, которыми евреи пользовались в период пребывания края в составе Молдавского княжества, российские законы добавили разрешения заниматься коммерцией, вступать во владение пустующими землями, поселяться в деревнях, арендовать помещичьи земли, производить и продавать спиртные напитки.
Но главную роль сыграл закон 1821 года, согласно которому призыв в армию не действовал в отношении евреев, живущих на территории Бессарабской губернии, поэтому известные всему еврейскому миру кошмары кантонистов их не коснулись. Вот как описывали современники эти события:    
  В  1832  году покойным Императором Николаем был издан царский указ,
согласно которому все лица еврейской национальности, желающие покинуть города их местожительства и поселиться на землях Бессарабии и Херсона, давно пустовавших из-за отсутствия жителей, чтобы заниматься там обработкой земли, получат льготы за их работу по возделыванию земли, не будут платить налогов, а сыновья их будут освобождаться от службы в армии".
 В одном из рассказов Менделе Мохер Сфорима описывается путешествие по Бессарабии – стране, "где текут молоко и мёд". Писатель Залман Эпштейн, живший в середине19-го века в Бельцах, писал в "Цфира" ("Гудок"):
"Материальное положение здесь по сравнению с положением остальных евреев России очень хорошее. Земля жирная и плодоносная. Урожаи получают обильные. Мамалыга и вино – в большом количестве и стоят дёшево"...
 
Говоря о развитии Бельц, нельзя не упомянуть, что городом они стали 19-го апреля 1818 года по старому стилю.
 Что же произошло в этот день? Император Александр Первый, путешествуя по Бессарабии, по дороге из Хотина в Кишинёв вынужден был из-за бездорожья остановиться на ночлег в Бельцах. Здесь он получил известие о рождении внука – будущего императора Александра Второго.
 В честь радостной для него вести он повелел Бельцам отныне и впредь быть городом. В том же году Бельцы стали административным центром Ясского уезда, переименованного позднее, в 1897 году, в Бельцкий.
Выше уже говорилось о той роли, которую сыграли евреи в развитии этого города. Вот что пишет иностранец, посетивший Бельцы в 40-х годах 19-го века:
"После того, как мы пересекли страну, начиная от Новоселиц (границы с Австрией), не встретив никаких признаков экономической деятельности, то были приятно удивлены, приехав в Бельцы. Здесь царствует трудолюбие, имеется большое количество торговцев и другого деятельного населения. Кроме каждодневной ярмарки, в городе проходят очень часто базары по продаже крупного рогатого скота и лошадей, осуществляются сделки на многие миллионы рублей. Торговцы почти все евреи"
 Но именно в это время (в начале 40-х годов 19-го века) положение евреев Бельц, как и всей Бессарабии, резко ухудшается. В этот период времени царское правительство решило, что край заселён в достаточной степени, и стало проводить политику притеснений и ограничений, приравняв евреев Бессарабии к их собратьям в других губерниях России.
 Положение об этом было введено в 1835 году, но в Бессарабии оно начало действовать только спустя четыре года.
 Призыв бессарабских евреев в армию начался с 1852 года... По указу 1858 года евреям было запрещено проживать на территории шириной в 50 км от любой границы. Указ разрешал, правда, проживание в этой зоне только тех, кто уже здесь постоянно жил. Но самые жестокие антиеврейские законы, известные в истории под названием "Законов Игнатьева" (или, по-другому, – "Временной регламентации"), а также "Майские законы", вступили в силу в 1882 году. Они запрещали евреям проживать в сёлах и владеть недвижимостью. Несмотря на то, что Бельцы являлись центром всего северного региона Бессарабии и были расположены в 50 км от государственной границы, можно себе представить, в какой степени новые антиеврейские законы коснулись непосредственно евреев города и их многочисленных родственников, живущих в уезде. Документы тех лет свидетельствуют, что только в течение 1887 года из Бельц и сёл, прилегающих к городу, было выслано более 5000 евреев. Эти операции, проводимые полицией, сопровождались актами жестокого насилия...
 В одном из источников мы читаем: "Высылка – как стихийное бедствие. Несмотря на крепкий мороз, изгоняются "этапом" по несколько семей вместе каждую неделю. Эмиграция стала единственным выходом".
 Другой источник сообщает: "Известия о надругательствах и изгнаниях появляются всё время, так как многие не могут доказать проживание в городе до 1870 года.
 Евреи Фалешт высылаются через Бельцы" (эти и последующие цитаты взяты из книг: "Сэфэр Бэлць Бессарабия". Тель-Авив, 1993; Шломо Иуваль. "Бельцкая еврейская община в 19-ом столетии". Бельцы, 1994 год).
 В это время из Санкт-Петербурга в Бельцы приехал Файнберг, один из руководителей эмиграционного фонда барона Гирша, и создал группу желающих выехать в Аргентину . "Группу бельчан составляют мелкие капиталисты, уважаемые люди, которые не думали бы об эмиграции, если бы не выселяли евреев из сёл. Но после прибытия изгнанников и пространных бесед с ними начали уезжать".
 Несмотря на отъезд значительной части бельцких евреев за рубежи России, их количество в 1900 году, как свидетельствует статистика, составляло в городе 11 тысяч человек из 20 тысяч общего населения. Для более полного представления об еврейских Бельцах второй половины 19-го века приведу высказывание Абрахама Дова Готлобера, западноевропейского учёного, дважды посетившего Бельцы в 1823 и в 1864 годах: "...и как велика была моя радость в городе Бельцы (куда я прибыл в воскресенье после субботы; из Единец выехал 13 Сивана, к вечеру), когда пришли встретиться со мной уважаемые образованные учителя: господин Шапиро(назначенныйказённым раввином общины) и господин Гистлинг – оба молодые люди, выходцы из Литвы, получившие образование в раввинской школе Вильно; уважаемый попечитель школы первой ступени образованный предводитель рэб Мендл Гроссман, человек молодой, из состоятельных, стремившийся к наукам, уважаемый с молодых лет.
 С ними еще один человек, имя которого – доктор Барлер; и уважаемый мой друг, с которым я не виделся более двадцати лет, доктор Лэмул Бортник с сыном. Эти дорогие люди собрались вокруг меня и видели во мне отца и брата, и такими воспринимал их и я. Приобрели они у меня за полную стоимость пять экземпляров книги "Из Египта", изданной недавно в Вене"...
 И, конечно же, представляет интерес видение Бельц людьми, родившимися и проведшими своё детство в этом по-настоящему еврейском городе.
 Вот что пишет известный еврейский писатель Яков Фихман: "Повидал я города большие и полные очарования, но куда бы я ни ходил, где бы ни странствовал, я не видел такого освещения травы, как на лугу на берегу реки Реут, где она светилась золотыми блестками на глади воды".
 Расположенный на перекрёстке больших дорог (он связывал Черновцы, Хотин, Сороки с Кишинёвом, Бендерами, Аккерманом, Измаилом), город становится значительным торговым центром Бессарабии.
 Главным предметом торговли был скот.
В первое воскресенье каждого месяца на бельцкие базары, длившиеся два или три дня, съезжалось множество купцов, которые пригоняли от 8 до 20 тысяч голов скота для продажи.
 Основными скупщиками скота были австрийские купцы. Большая часть скота вывозилась из страны через таможню у села Новоселица(на границе с Австрией)и Одесский порт.
 Раз в год – 20 июля – в Бельцах проводились ярмарки, где также сосредотачивалось большое количество скота. Во второй половине 19-го века Бессарабия встаёт на капиталистический путь развития. В Бельцах расширяются мастерские еврейских ремесленников, создаются мелкие предприятия, главным образом кустарного типа, с небольшим количеством рабочих. Так, известно, что на мыловаренном заводе купца Зельмана работали по найму 22 рабочих.
 В 70-80-х годах Бельцы продолжают расти как торговый центр по продаже кустарных и ремесленных изделий. К этому времени в городе было три свечных завода, одна мельница, один спиртовой завод, десятки лавок, большинство владельцев которых были евреи. В 1892-1894 годах в Бессарабии строится первая железная дорога Слободка–Рыбница–Бельцы–Окница–Липканы.
  Затем эта линия была продолжена до Унген, откуда она шла через Кишинёв, Бендеры, Тирасполь до Одессы. С началом эксплуатации железной дороги город стал развиваться ещё быстрее: Бельцы становятся главной пассажирской станцией Бельцкого, южной части Хотинского и северной части Оргеевского уездов. Этим город стал ещё привлекательнее для еврейских ремесленников, торговцев, купцов, рабочих.
Говоря о духовной жизни того времени, следует иметь в виду, что наиболее влиятельным течением в еврейской общине города был хасидизм. Во главе хасидского центра ХАБАД до Первой мировой войны стояли крупные знатоки Торы Хаим Бар-Он и Ноах Софер.
 Из казённых раввинов того времени можно упомянуть рэба Шимона Якубофа, занимавшего этот пост в Бельцах более 25 лет. Уже в те годы в городе работает "Талмуд-Тора", несколько хедеров, еврейские больница и столовая для бедных.  Главным источником их финансирования были щедрые пожертвования филантропов. Многие тысячи рублей завещали общине Гальперин, Змаховский, врач Выводцев.
В последние десятилетия 19-го века в Бельцах были созданы сионистские организации. В 1883-м году возникло общество "Друзей заселения Эрэц Исраэль". В городском филиале "Ховевей Цион", вдохновителем которого был Залман Эпштейн, состояли 120 человек. Активистами общества были Э. Ципис. Ш. Розентулер и др.
 В 1887 году сионисты города организовали группу из сорока семейств с целью создания поселения в Эрэц Исраэль. Широкую известность получила деятельность бельцких сионистов, основавших Кастино (Бар Товию). Для этого была направлена делегация в Париж. Ей удалось убедить цадика Коэна, главного раввина Парижа, а впоследствии и всей Франции, и Микаэля Эрлингера, руководителя парижского общества "Ховевей Цион", выступить в защиту интересов "олим из Бельц" перед бароном Ротшильдом.
 На рубеже 19-20 веков в городе действуют также "Керен Kaeмeт" ("Еврейский национальный Фонд") и "Хафцат ашекель" ("Сбор членских взносов").
 Признанием работы сионистов Бельц по заселению Эрэц Исраэль было предоставление городу права послать на 7-й Сионистский конгресс в 1905 году своего делегата. Им был избран Ш. Рабинович. Рост эмиграции из Бельц, как в целом из Бессарабии, был естественно обусловлен антисемитской волной, которая захлестнула край в эти годы.
 Кишинёвский погром, статьи Крушевана в бессарабской и общероссийской прессе, пропагандирующие звериную ненависть к евреям, речи депутата-черносотенца в Государственной Думе Пуришкевича, владельца крупного поместья в Бельцком уезде, призывавшего к уничтожению евреев, убеждали в необходимости покинуть город, где их предки жили в течение столетий...
 С началом Первой мировой войны Бельцы оказались в прифронтовой зоне. Военные действия на австрийском фронте, а также события, которые произошли после вступления Румынии в войну, ещё более ухудшили положение еврейского населения. Крах царизма и Октябрьский переворот 1917 года, вхождение Бессарабии в состав румынского королевства знаменовали собой период тяжких потрясений для еврейских масс.
  В 30-е годы Бельцы стали центром деятельности откровенно фашистских партий гитлеровского толка, кузистов и легионеров-железногвардейцев. Но, несмотря на исключительно сложную социальную, политическую, экономическую, национальную обстановку, еврейские Бельцы продолжали жить и развиваться.
 Этому способстсвовaли трудолюбие, упорство, стойкость, верность еврейским традициям, стремление добиться лучшего будущего для своих детей–качества, столь характерные для нашего народа. В середине 30-х годов благодаря творческой активности общины и её руководителей – председателя, инженера Р. Иоффе, его заместителей Р. Левтова и Х. Иоффе, кассира М. Неймана, секретаря К. Гринберга, руководителей секций: Г. Липсона, А. Добрускина, Л. Ицковича, М. Гулько, Ш. Бурда и А. Лапскера – успешно действовали еврейские общественные организации: больница, приют для пожилых, начальные и индустриально-коммерческие школы, мужской и женский лицеи, народная столовая, медико-санитарный институт "Озе", сиротский дом, баня, диспансер, библиотека, детские сады, ночной приют.
 Особенно хочется остановиться на роли еврейских лицеев Бельц в деле воспитания поколения интеллигентов, преданных идеям сионизма. Языком преподавания в лицеях был иврит, что способствовало быстрой абсорбции его питомцев в Эрец Исраэль. К концу тридцатых годов в лицеях и в начальной школе учились более 500 учащихся. В Израиле и других странах существуют общества выпускников бельцких еврейских лицеев. Эти люди с благодарностью вспоминают своих учителей: директоров Б. Дубинского (1919-1924), И. Тумаркина (1924-1931), Р. Каца (1931-1940).
 В семьях бельцких лицеистов хранятся фотографии педагогов:
С. Бурд, С. Килимник, Л. Куперштейн – учителей начальной школы. Из преподавателей лицея отмечу: Р. Каца (математика), М. Лангермана (иврит), Л. Дубиновского(рисование), А. Энглера(немецкий язык), И. Глейбмана(математика), Ф. Гутмана(философия), А. Вайнтрауб(французский язык), Н. Брановера(педагогика), Е. Гаузштейна (французский язык).
 Особое место в еврейских Бельцах принадлежало народному здравоохранению. Больница называлась еврейской. Но это относилось только к факту, что она была создана евреями и содержалась на их средства. В связи с тем, что долгие годы в городе не было ни одной коммунальной больницы, в еврейской больнице принимали больных, невзирая на их конфессиональную принадлежность. Любой обратившийся за медицинской помощью получал её без учёта его происхождения или общественного положения.
И самое главное для того времени: лечение было бесплатным...
 
окончание смотрите в материале от 22.06.2011г.
 
Просмотров: 6182 | Добавил: Пинечка
Всего комментариев: 2
2 Пинечка  
Он теперь живёт на севере Израиля...

1 papyura  
Юрий Давидович был одним из преподавателей на факультете, когда я учился в институте славного города Бельцы...

Имя *:
Email *:
Код *:
Профиль




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
Наш опрос
Что Вы можете сказать о Бельцах?
Всего ответов: 377
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz