«Тихие местечки любят напоминать, что великие личности рождаются и в маленьких городках».
Писатель Константин Стамати мечтал о том времени, когда простые крестьяне будут виртуозно исполнять Моцарта, а руководителем оркестра станет бывший пастух. Слова классика почти дословно осуществились в судьбе прославленного бельцкого лэутара Костаке Парно. (1856-1912) Будущий музыкант появился на свет в 1856 г. в семье бедного крестьянина, в одном из сёл Бельцкого уезда. С детских лет мальчик проявлял незаурядные способности к музыке. С увлечением, граничащим со страстью, даровитый юноша постигает искусство игры на скрипке. Этим Костаке повергает в недоумение родителей и односельчан - ведь своим происхождением он предназначен лишь для тяжкого крестьянского труда. Страсть к музыке талантливого самородка настолько велика, что он оставляет дом и отправляется в Бельцы.
Костаке невероятно повезло: его учителем и наставником становится один из выдающихся музыкантов того времени Александру Лемеш. Большинство лэутаров не владели нотной грамотой и играли по слуху; Костаке Парно одним из первых стал играть народную музыку по нотам.
В совершенстве овладел он и искусством дирижирования оркестром народных инструментов - тарафом. Вся творческая деятельность талантливого музыканта связана с Бельцами. Здесь он жил и работал, руководил тарафом, преподавал музыку в городском училище. Помятуя о своих корнях, Парно помогал получить музыкальное образование талантливым крестьянским детям. Он не только учил их, но и кормил, одевал; некоторые даже жили в доме своего учителя. Маэстро был одним из первых лэутаров, который использовал в преподавательской деятельности систему методических правил. Костаке Парно виртуозно владел не только скрипкой, но и другими струнными и духовыми инструментами. Любовь к народному искусству, талант исполнителя, дирижёра и педагога - идеальные качества для руководителя тарафа, а потому Парно создаёт свой оркестр народных инструментов. Тараф состоял из 18 музыкантов - скрипка, най, виолончель, контрабас и другие инструменты. Парно впервые организовал работу тарафа на демократической основе. Заработки музыкантов шли в общую кассу и распределялись поровну. Расходы на ремонт и покупку музыкальных инструментов производились вскладчину. Инструменты были собственностью всего коллектива. Музыканты, уходящие из оркестра, получали часть коллективного имущества. По свидетельству современников, исполнительское искусство музыканта отличалось мастерством и эмоциональной выразительностью. Лэутар играл со страстью и огнём, с огромной любовью к народному искусству, в котором черпал темы для своего творчества. Исполняемые им дойны, баллады, романсы, зажигательные танцевальные мелодии дарили радость горожанам, собиравшимся на народные гулянья и свадьбы. Люди смеялись и плакали под чарующие звуки скрипки лэутара. Начавшаяся по всем канонам легенды, жизнь музыканта закончилась также легендарно. Он умер, как истинный артист. Смерть внезапно настигла его на сцене городского театра: лэутар ушёл в вечность со скрипкой в руках. Это печальное событие произошло 20 апреля 1912 г. Музыкант был похоронен родственниками на одном из старых кишинёвских кладбищ. В середине прошлого века сын музыканта, известный учёный-математик И.К.Парно попытался найти могилу отца. Ученик И.К.Парно, преподаватель бельцкого Госуниверситета Я.Нягу вспоминал, как был огорчён Иван Константинович после долгих безуспешных попыток найти место захоронения своего знаменитого отца... На тихой бельцкой улице, носящей имя выдающегося композитора Ч.Порумбеску, сохранился дом, где, по преданию, жил лэутар К.Парно. Как знать, быть может, в будущем в Бельцах будет установлен памятник и проведён музыкальный фестиваль, носящий имя прославленного лэутара. Это было бы лучшей данью памяти великого земляка.
|