Годы 1910 - 1936
Из девяти уездных городов Бессарабии Бельцы являются вторым по величине после Кишинева и первым в коммерческом и промышленном отношении. Сороки, Оргеев, Измаил, Хотин и Кахул не имеют железнодорожной связи, а Тигина и Аккерман в силу их географического положения не могут играть роли в коммерческой и промышленной жизни края - так что волею судеб Бельцам предопределена доминирующая роль в жизни нашей провинции. Бельцы находятся в 124 верстах (137 км) от Кишинева при впадении реки Реуцел в Реут. Город начал строиться к северо-востоку от берегов Реута. При образовании Бессарабской области Бельцы были объявлены уездным городом Ясского уезда, переименованного 6 марта 1877 года в Бельцкий.
Развитие города начинается с 1894 года, когда была проведена железнодорожная линия, соединившая Бельцы с внешним миром. В настоящее время наш город является крупным узловым пунктом, связанным с важнейшими центрами страны (Бельцы - Яссы, Бельцы - Черновицы, Бельцы - Матеуцы).
В конце ХV столетия город был сожжен татарскими полчищами Гирей хана.
В 1711 году, отступая, Петр Великий снова поджег город, в шестидесятых годах прошлого столетия Бельцы опять пострадали от пожара, пожаром 1882 года было уничтожено около половины города, пределы которого были весьма невелики: за собором кончалась городская черта...
Приблизительно 160 лет тому назад город пострадал от чумы, когда погибло большинство жителей. Христиан и евреев, умерших от чумы, хоронили вместе. В данное время на еврейском кладбище еще сохранились братская могила жертв чумы. В самом центре города находится заброшенное еврейское кладбище, на котором был похоронен видный цадик.
К сожалению, неблагодарное потомство не сохранило имя этого цадика... К лучшим строениям принадлежат: здание "Банка Ромыняскэ", построенное в мавританском стиле архитектором Анжело-де Векки, уездная префектура (бывший дом Бодеско), помещение "Русского банка для внешней торговли", построенное по плану инженера Балинского, армяно-григорианская церковь, построенная в Эчмиадзинском стиле пятого века в 1912 году на средства Марии Фокшанян и братьев Лусаханович инженером Александром Красносельским и др. В сентябре текущего года состоится освящение импозантнейших зданий нового собора и резиденции епископa Виссариона, построенных по планам Чокоса и Гаврилеску.
Особый исторический интерес представляет собор, сооруженный в 1803 году владельцем города Георгием Панаиоти в стиле римских базилик. Относительно постройки собора существуют две версии:
1) что она была построена как католический храм, - для княгини Мазовецкой, сестры литовского князя Владислава жившей в Бельцах в 1420 году..
2) что в 1790 году владелец города, желая развить коммерческую жизнь Бельц, пригласил из Галиции триста семейств армян католиков для коих он строил католический храм, но постройка храма была запрещена молдавским правительством и недостроенный он был закончен впоследствии уже как православный.
В соборе имеется покрытый художественной резьбой иконостас с датой 1803 года. В ограде собора имеется обложенный камнями престол, из чего явствует, что раньше здесь была другая церковь. Из этой же ограды сохранился крест с датой 1727 года, на котором славянскими буквами на молдавском языке написано:„Здесь похоронена Мария, жена Пантелеймона Добрина, старосты негусторов". Князем Кантакузино в нижней части улицы Короля Карла 1, в доме, тогда принадлежавшем Заяцу, был найден разветвляющийся туннель, облицованный каменными плитами; при входе в коий была обнаружена каменная плита с высеченной надписью на турецком языке. Туннель засыпали, так как наполненный газами, он представлял опасность для жизни... Существует предположение, что здесь находилась турецкая тюрьма. На этой же улице и в этом районе находится один из самых старых домов города известный под именем „Дом турка".
Стариной нашего края, и в частности нашего уезда, интересовался профессор Новороссийского университета Фон-Штерн. Предметы, найденные в произведенных им раскопках курганов, находятся в одесском музее...
Состав населения нашего города весьма пестр: румыны, евреи, русские, армяне-григориане и католики, староверы (липоване-поповцы), поляки и немцы. Пинкас еврейской общины существует с 1776 года. Есть предположение, что еврейская община состояла из евреев „сфардим" (евреи-испаниолы, говорящие на „ладино" - старокастильском наречии с примесью арабских и еврейских слов. Армяне-григориане являются выходцами из Кавказа и Крыма. Их духовный и культурный центр находится в Эчмиадзине. Армяне-католики переселились сюда из Кут (Галиция, Польша). При армяно-григорианской церкви имеется комитет, объединяющий григориан и католиков и ведающий всеми делами местной колонии. Председателем комитета состоит г. Хэджи-Маркаров, вице-председателем д-р Н. Хачикианц. Польская колония состоит главным образом из лиц, бежавших сюда после неудачного для поляков восстания в 1863 году, руководимого „Жондом Народовым". При костеле имеется школа, основанная в 1907 году и библиотека. Немцы являются выходцами из немецких колоний Аккерманского уезда, где они начали селиться с 1814 года... Гонимые и урезанные в правах староверы собирались тайно на богослужения в погребе бывшего дома Марченкова по Петроградской улице. В 1853 году на средства И. И. Суворина был построен молитвенный дом. В 1905 году пристроили алтарь, и молитвенный дом был преобразован а церковь. Церковь находится в ведении митрополии Белой Криницы (Буковина). С 1919 года во главе общины стоит С. Заворотный. Население нашего города очень чутко отзывается на нужды благотворительности и содержит целый ряд богоугодных заведений, щедро жертвуя в то же время и культурно-просветительным учреждениям.
Приблизительно 60 лет тому назад была основана еврейская больница. В сентябре 1904 года больница перешла в её теперешнее помещение. Первые десять тысяч рублей на покупку дома для больницы дал бельчанин, тайный советник д-р Давид Ильич Выводцев. Доходов с ее части имения, завещанного филантропическим и культурно-просветительным учреждениям местным крезом Хананием Гальпериным больница не получает, так как, согласно аграрной реформе, имение было экспроприировано. Лишение доходов с имения заметно отразилось на бюджете больницы... Культурный рост Бельц задержало то обстоятельство, что город является частной собственностью помещиков Катаржи, Крупенского и барона Стуарта. Бельцкие учебные заведения были основаны на частные средства, в то время, как в остальных городах их основывало и содержало государство.
Мужская гимназия (ныне „Ион Крянгэ") была открыта в 1906 году. До открыти оной мужская молодежь посещала городское четырехклассное училище, преобразованное из трехклассного уездного училища.
Женская гимназия г-жи Марандич Геншке была преобразована из прогимназии в это же время. Старое поколение бельчанок воспитывалось вне Бельц в пансионе Корот в Кишиневе и Катаржи в Черновицах, и у Фари и Puбодо, более молодое поколение - в кишиневской женской гимназии Готшульд. В 1917 году открылись еврейские мужская и женская гимназии, единственные из еврейских гимназий Бессарабии имеющие права казенных учебных заведений.
Учительская семинария, женская профессиональная школа, коммерческое училище и ремесленное училище открылись несколько позже.
Интересно отметить, что в 1824 году некий Куницкий основал начальное училище, где преподавание велось на молдавском языке. Преподавателями училища были братья Билееичи из Буковины.
Из библиотек в Бельцах существуют следующие: городская, преобразованная из общественной библиотеки-читальни, бu6лиотека культурно-просветительного общества "Георге Енеску", библиотека имени д-ра Вестермана при еврейском Ссудо-сберегательном Товариществе, основанном в 1907 году, библиотека „Иссак Штеренберг", библиотека имени Шолом-Алейхема и несколько частных книгохранилищ, предназначенных для читающей публики. Центром духовной жизни в старых Бельцах был клуб „Общественнoe собрание" с библиотекой, коий помещался в Клубном переулке (ныне ул. Филипеску)... Бельчане выдвинулись на всех поприщах, внеся свою скромную лепту в мировую сокровищницу мысли, творчества и искусства. Здесь мы отметим известного писателей Якова Фихмана, Эфраима Авербуха, Ш. Лернера, Гельбурда и Марию Рафалович, поэтов Иона Буздугана, Елизавету Элиад и преждевременно скончавшуюся Врабий, композитора Блюменфельда. одного из создателей еврейской духовной музыки, пианистку баронессу Майдель (урожд. Квятковская), скрипача И. Беренштейна, скульптора Л. Дубиновского, художника Явельберга. Мировой кризис захватил и Бельцы, но все же пульс коммерческой и промышленной жизни бьётся у нас сильнее, чем во всех городах Бессарабии. Уже в 1806 году было отмечено, что Бельцы имеют важное значение в торговле лошадьми. Бельцы, являются крупным и заметным центром по экспорту зерна, скота, подсолнечного масла, шерсти, дубленых кож, свиней, свиного сала, яиц, брынзы и смушек.
Город наш - бойкий промышленный центр с широко развитой торговлей, с целым рядом заводов, оборудованных по последнему слову техники, так, например, сахарный завод 3. М. Османского, маслобойные заводы „Флора", братьев Вольман, братьев Целеман, И. Фридмана, чугунолитейный завод "Марс", мельницы Брестечко, Иоффе.
В городе имеется насколько мыловаренных заводов, макаронные фабрики, пивоваренные и кирпичные заводы. Бельцы - заметный, в пределах нашей страны, центр по вывозу смушек и самый видный в стране по обработке масляничных продуктов. Город имеет скверы и городской сад, основанный в честь посещения Бельц императрицей Марией Александровной в 1856 году.. В общем из неблагоустроенного, с весьма редким населением, не замощенного, пыльного, лишенного самых примитивных удобств с узкими кривыми улочками и безбрежными площадями, грязного (в центре города тонули лошади) в недалеком прошлом - Бельцы превратились в бойкий оживленный, относительно благоустроенный город с правильно расположенными улицами, большая часть коих замощена, с электричеством и водопроводом. Город прогрессирует и увеличивается с невероятной быстротой. В 1888 году он насчитывал 9975 жителей, а в 1927 году без предместья Слобозея - 57552. Недалеко то время, когда он по праву займет первое место в Бессарабии.
http://beltsy.wallst.ru/history.html
|