Ночью, наполненной одновременно радостью и болью, нас всех охватило смятение, когда стало известно о сделке по заложникам.
Словно после мощного взрыва, вдруг поднялась плотная завеса пыли, сопровождавшаяся новостями о гибели солдат, визитами высокопоставленных американских деятелей, привычными пробками на дорогах и внезапно появившимися американскими базами на нашей земле. И сквозь эту пыль трудно было разглядеть и понять, что происходит.
Но время идёт, пыль начинает оседать, и картина проясняется.
Начну с конца:
Плохая новость — государство Израиль потерпело поражение.
Хорошая новость — народ Израиля одержал победу.
Корни этого поражения уходят в семидесятые годы. Тогда состоялась встреча Никсона и Голды Меир и было положено начало «особым взаимоотношениям» и американской помощи.
С тех пор, как началась эта американская помощь, мы перестали выигрывать войны. Это был медленный процесс, который ускорился во времена соглашений в Осло и превратился в настоящий обвал после так называемого «размежевания» («итнаткута»).
Силовые структуры с увлечением занялись «американизацией», которая щедро вознаграждала их руководителей.
Наша система безопасности столкнулась со сложной задачей, поставленной событиями 7 октября, причем все ключевые руководители системы, включая министра обороны, назначались с обязательного одобрения Америки.
Этот процесс американизации получил полную поддержку со стороны премьер-министра Нетанияху: Расформировывались маневренные дивизии и ликвидировалось производства многих систем вооружения — исходя из абсурдной установки, что якобы не нужно производить снаряды, потому что американцы в любом случае нам их поставят.
Нетанияху всецело поддерживал этот процесс и в результате внутри страны сложилась ситуация, когда, с одной стороны, все главы силовых структур — начиная от премьер-министра и министра обороны, продолжая начальником Генштаба, главой ШАБАКа и вплоть до генералов форума Генштаба и, возможно, даже в более низких звеньях — якобы работают в интересах Израиля.
Они носят форму ЦАХАЛа, на рукавах которой гордо красуется флаг Израиля и участвуют в официальных церемониях от имени народа Израиля.
Но на деле годами сплеталась сеть прямых и закулисных связей и вознаграждений от США.
Все эти высокопоставленные лица всё время просчитывают свои шаги, чтобы после ухода с поста с легкостью «приземлиться» на теплое местечко, обильно удобренное американскими вливаниями.
Самый безумный пример — это церемония вручения Медали почёта армии США сразу же после отставки в Израиле начальнику Генштаба Херци хаЛеви, ответственному за крупнейшую трагедию в истории страны.
Не менее тяжёлый пример — публикация в Ynet Надава Эяля, согласно которой начальник Генштаба Замир присоединился к главе ШАБАКа и отказался позволить начать процесс эмиграции жителей Газы во время войны (и у каждого из них были свои отговорки).
То есть главный, явный интерес Израиля — закончить войну победой таким образом, чтобы устранить угрозу новых кровопролитий для будущих поколений — столкнулся с посторонними соображениями руководства силовых структур, которые утвердили в конце концов решение, далёкое от эффективного ответа на эту угрозу.
Однако за всей этой аморальной обстановкой, приведшей к тому, что спустя два года ХАМАС не был уничтожен, более того — он восстанавливает свою силу при официальной поддержке Турции, Египта и по сути даже США, за этой тяжёлой деморализацией, приведшей к поражению на главной арене боевых действий, скрывается более глубокая причина, которая совершенно не связана с США и разложением в системе безопасности.
У руководителей поколения войны Судного дня — то есть у тех, кто сформировался в семидесятые годы — иссякло национальное самосознание, которое сионизм пытался создать, не основываясь на нашем национальном прошлом.
Правда о «Братьях по оружию» («Ахим лаНешек»), которые хорошо представляют то поколение, такова: у них закончился национальный патриотизм, но вовсе не закончились привилегии и социальный патернализм.
Они не в состоянии принять тот факт, что «серебряное блюдо» (название стихотворения Натана Альтермана о поколении Войны за независимость), на котором ныне подаётся нам еврейское государство, перешло от киббуцников 70-х годов к загорелым ребятам из поселений и городов периферии.
Для «серебряного блюда» стареющего поколения войны Судного дня не требовалось веры и традиции. Сионистский патриотизм после Холокоста опирался на борьбу за само существование и не нуждался в поиске смысла и предназначения.
Но именно Шестидневная война, сняв угрозу уничтожения, поставила перед израильским обществом новую задачу, ставшую вызовом, — поиск положительного смысла существования государства Израиль. И поскольку этот вызов остался без ответа, кончился тот национальный патриотизм, который основывался только на необходимости выживания без какого-либо идеала или предназначения.
Не стало позитивного еврейского идеала, создающего направление, в котором можно двигаться вперёд. Новое израильское национальное самосознание рассыпалось, и руководство утратило надежду самостоятельно выжить в этом регионе.
Перед испытанием кровавого 7 октября премьер-министр оказался не в роли главы государства, а в роли главы еврейской общины, пусть и вооружённой; общины же, как известно, не побеждают в войне!
Они взывают к "барину-покровителю" (чтобы пришёл со своим авианосцем) и занимаются выкупом пленных.
Так руководство Израиля начало развивать стратегию приватизации государства в пользу американцев.
Не Нетаньяху начал этот процесс, но он его весьма усилил. В этом процессе есть немалая логика...
Достаточно взглянуть на карту и сравнить Израиль — по географическим, демографическим и военным параметрам — с его региональными противниками: Турцией, Египтом и Ираном, добавить к этому хуситов, Хезболлу, ХАМАС, террористическую «автономию» Абу Мазена, бедуинов и арабов Израиля, прибавить враждебность Европы — как можно со всем этим справиться, когда расстояние от нашей восточной границы до моря — около двадцати километров (от моря у Нетании до так называемой «зеленой черты» даже менее 20 км.) ?!
При отсутствии мессианского идеала — того самого, который позволил Бен-Гуриону основать государство в куда более тяжёлых условиях, — естественный вывод напрашивается сам собой: негласная передача израильского суверенитета в американские руки.
Именно это сделал Нетаньяху...
Все эти два невыносимо тяжёлых года его занимал вопрос «КАК НЕ»: как НЕ победить в Газе, как НЕ завоевать её, как НЕ вернуть в Газу военную администрацию, как НЕ переселить жителей Газы и, конечно же, как НЕ восстановить Гуш-Катиф.
Освобождение заложников было объявленной целью войны, а передача суверенитета американцам — под покровом дыма, поднятого войной, и пыли, поднятой соглашением, — была как для Нетаньяху, так и для руководства силовых структур, скрытой от народа целью.
И обе эти цели достигнуты в полной мере.
История учит нас, что смысл передачи нашей защиты в чужие руки — страшен.
И в первом еврейском государстве, основанном Давидом и Соломоном, и во втором — государстве Хасмонеев, приглашение сверхдержав того времени привело фактически к упразднению еврейского суверенитета над своей страной, а затем к катастрофе и разрушению.
Именно туда ведёт нас сегодня Нетанияху.
Сделка по заложникам и появление американского военного сапога на нашей земле символизируют стратегическое поражение государства Израиль перед исламо-нацистским вызовом, который 7 октября 2023 года поставило перед нами террористическое образование Газы.
Однако — в отличие от краха первого и второго еврейского государства — на этот раз народ Израиля добился большой победы. 7 октября народ спас государство (а не наоборот, как должно было быть).
Классическое еврейское национальное самосознание — не такое, которое отделяет Всевышнего от политического пространства, а то, что вырастает из самой веры. Именно такое еврейское национальное самосознание спасло самосознание израильское.
«Не думаю, что я смог бы сделать для тебя то, что ты сделал для меня», — честно признался житель кибуца на границе с Газой Эльханану Кальманзону, который бросился из Гуш-Эциона спасать евреев.
Народ Израиля показал себя с самой лучшей стороны. Снова и снова резервисты возвращались на очередные раунды военных действий, проводя сотни дней на службе.
Поколение внезапно проявило своё истинное лицо: удивительную самоотверженность, взаимопомощь и высочайший героизм. И все мы вновь осознали, что перед нами поистине удивительный народ. Все мы вновь поверили в себя.
Государство проиграло — потому что его уставшее, утратившее идеалы руководство, решило спустить флаг Израиля и незаметно поднять здесь флаг дяди Сэма.
Отныне мы будем наблюдать, как растёт американское и международное давление, как Израиль отступает шаг за шагом, соглашаясь на всё новые уступки, и как приближается тот «последний милосердный удар» по остаткам нашего суверенитета.
И всё же я верю, что тот народ, который показал себя с самой лучшей стороны, изберёт себе новое руководство, поднимется из праха, освободится от всякого чужого контроля и создаст новый Израиль — региональную еврейско-израильскую державу, продвигающуюся вперёд в направлении древнего еврейского идеала исправления мира.
Перевод Макса Каца
|