Город в северной Молдове

Воскресенье, 28.04.2024, 09:08Hello Гость | RSS
Главная | Поговорим за жизнь... - Страница 26 - ВСТРЕЧАЕМСЯ ЗДЕСЬ... | Регистрация | Вход
Форма входа
Меню сайта
Поиск
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
ВСТРЕЧАЕМСЯ ЗДЕСЬ... » Наш город » земляки - БЕЛЬЧАНЕ и просто земляки... ИХ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО » Поговорим за жизнь... (истории, притчи, басни и стихи , найденные на просторах сети)
Поговорим за жизнь...
старый занудаДата: Четверг, 11.03.2021, 02:26 | Сообщение # 376
Группа: Гости





Борис Турчинский

«Браво, Миша! Браво!»

«Мир тесен», - гласит старая поговорка. Мир музыкантов-духовиков ещё теснее. А кларнетистов - и подавно… Встречаются два незнакомых человека, начинают разговаривать и вдруг выясняют, что у них много общих знакомых.
Так вышло и у меня с героем моего очерка Михаилом Городецким.
Много лет мы работаем вместе в консерватории Петах-Тиквы, учим детей музыке. Общих знакомых и друзей у нас с ним - не перечесть…
С 1973 по 1974 год Михаил служил в оркестре штаба Одесского военного округа, после чего уехал в Кишинев. А я в 1974 году приехал учиться и работать в Одессу. Я часто бывал и в Кишиневе - с концертами оркестра, в котором работал, или просто гостил у друзей…
Я хорошо помню преподавателя Михаила, известного кларнетиста Е. Н. Вербецкого. Он был учеником профессора нашей Одесской консерватории В.П.Повзуна, не раз приезжал его навестить, заходил и в класс к моему учителю, профессору К.Э.Мюльбергу.
О многих интересных и достойных коллегах, невольно связывающих наши судьбы, мне хотелось бы рассказать читателям…
Но сегодня – о самом Михаэле Городецком.
 
Михаил Городецкий – кларнетист, преподаватель, концертный исполнитель.
Закончил Кишиневское музыкальное училище (класс преподавателя В.М.Калуженко) и Кишиневскую консерваторию (класс профессора народного артиста Молдавии Е.Н.Вербецкого).
После окончания музыкальной академии в 1972 году работал кларнетистом филармонического оркестра Молдовы.
В 1991 году Городецкий эмигрировал в Израиль, где продолжал свою карьеру в качестве исполнителя и педагога.
Михаил Городецкий ежегодно принимает участие в широко известном «Цфат Klezmer Festival».
В качестве солиста Михаил участвует в различных клейзмерских группах и принимает участие в ряде клейзмерских музыкальных фестивалей в разных странах.
В 1994 году Городецкий получил приглашение для участия в Международном фестивале музыки и танца в Шотландии. Он также принимал участие в «Идиш-фестивале» в Париже. Городецкого слушали на престижных концертных площадках США, Испании, Германии, Австрии, он выступал в Болгарии, Таиланде.
В 2005 году принял участие в торжествах по случаю 60-й годовщины освобождения Освенцима в Польше.
Летом 2010 года Михаил был приглашён играть в качестве солиста в проекте «Еврейская душа» в город Варну, в филармонический оркестр под управлением Бенджамина Ашкенази.
Михаэль - превосходный представитель еврейской народной клейзмерской музыки.

- Михаил, начнём нашу беседу издалека. Как ты пришёл в музыку? Расскажи о своей семье.
- Моя семья совсем не музыкальная. Так что похвастаться, как ты, не могу. Мама и папа – рабочие, и совсем не были связаны с музыкой. Но вот меня тянуло к музыке с детских лет, сколько себя помню. И интересно, что родители как-то заметили во мне эту тягу.
Моя родина – Бессарабия – музыкальный край, люди там живут очень одарённые.
Где-то я услышал и увидел аккордеон, и это запало в детскую душу. Пришёл домой, взял буханку хлеба и вырезал на ней клавиши, представлял, что я аккордеонист. Не помню, ругали ли меня родители за издевательство над хлебом, но они, наверное, всё же увидели указующий перст сверху. Отвели меня в единственную в городе музыкальную школу.
- Ленин из хлеба делал чернильницы и шахматы, а ты пошёл дальше и приспособил буханку под целый аккордеон!
- Выходит, так… Бельцы город небольшой. К чести той музыкальной школы, куда меня отвели, были там прекрасные коллективы. Духовой, симфонический и оркестр аккордеонистов. Так я стал играть на аккордеоне. Семь лет играл, пока…
У нас было трио аккордеонистов. Мы много выступали, играли не только классическую, но и фольклорную музыку. Кроме меня, в трио участвовали Семен Кейсер – сегодня он директор консерватории в израильском городе Нацерете (Назарете) - и Исаак Сидигурский, который живёт в Америке.
Не помню, что их «дёрнуло», но они решили перейти на кларнет. Ну, и я с ними за компанию - друзья всё же! Два года до училища я уже играл на кларнете. Инструмент освоил довольно быстро, на второй год уже играл и в духовом, и в симфоническом оркестрах школы.
Первым учителем был у меня А.Раух.
- Кишинёвское музыкальное училище. Каких преподавателей ты вспоминаешь добрым словом?
- Учителем по кларнету у меня был Виталий Миронович Калуженко. Он со мной много работал над техникой исполнения. А вот что касается музыкальной стороны моего образования, тут я обязан нашему концертмейстеру – прекрасному музыканту и человеку Татьяне Григорьевне Харейн. Низкий ей поклон.
И ещё одному человеку я хочу выразить свою признательность через много-много лет. Исидор Моисеевич Бурдин, который был руководителем оркестра народной музыки.
На его репетиции мы не ходили, а бежали, ждали их с нетерпением. Он открыл нам новый, завораживающий мир фольклорной музыки.
Именно он нас учил приёмам фольклорной стилистики, мелизматики. Никто лучше него в этом не разбирался. Всё это я до сих пор применяю при игре клейзмерской музыки.
- А какой след в твоей жизни оставили годы учёбы в консерватории?
- Я занимался у известного кларнетиста Вербецкого Евгения Николаевича. У меня с ним сложились тёплые отношения. На третьем курсе он взял меня к себе в группу кларнетов симфонического оркестра, где он был концертмейстером. И то, что он именно меня выделил из многих студентов, я воспринял как большой аванс.
Помню как сейчас: я пришёл на прослушивание, думая, что сейчас буду играть перед комиссией авторитетных музыкантов. А было всё намного проще.
В класс, где я разыгрывался, зашёл главный дирижёр симфонического оркестра Тимофей Иванович Гуртовой и очень по-простому попросил что-то сыграть. Затем как-то обыденно сказал (хотя для меня это была новая, торжественная страница моей жизни): «Оклад 90 рублей. Идите оформляться в отдел кадров».
Кого ещё из преподавателей ты хотел бы вспомнить?
- В 1970 году на Республиканском конкурсе исполнителей на духовых инструментах я занял первое место. Это дало мне дополнительно много творческой энергии для дальнейшего профессионального роста, уверенности в себе, мотивации…
Вспоминая о годах консерватории, не могу не рассказать о преподавателе камерного ансамбля Оскаре Мироновиче Дайне. Удивительно разносторонне грамотный музыкант, он, как и преподаватель оркестра народной музыки в училище, открыл для меня всю красоту камерного музицирования, познакомил с громаднейшим репертуаром.
Я до сих пор обожаю играть в разных ансамблях и музыку разных композиторских направлений. И всё благодаря таланту преподавателя и музыканта Оскара Мироновича.
Далее была армия. Оркестр штаба Одесского военного округа, этот коллектив ты и сам хорошо знаешь не понаслышке. Вот отсюда у нас с тобой пошли общие знакомые: дирижёры С. Остапенко, В.Стоянов, В.Детистов, музыканты оркестра А.Зисер, А.Маркосян, А.Гусев и другие. Оркестр был одним из лучших в Союзе и не удивительно, что в 1980 году он занял второе место на Всеармейском конкурсе военных духовых оркестров в Москве (начальник военно-оркестровой службы С.Волынов), а в 1988 году завоевал уже первое место (начальник военно-оркестровой службы А.Салик).

- Михаэль, много лет ты проработал в Национальном симфоническом оркестре Молдовы. Что это были за годы, чем знаменательны они для тебя? Кстати, дирижёр твоего оркестра – народный артист СССР Тимофей Иванович Гуртовой, был председателем Госкомиссии у меня на выпускном экзамене в Одесской консерватории в 1978 году. У меня с ним случайно после экзамена состоялась небольшая любопытная беседа. В основном, она касалась моего выступления, которое ему понравилось. Он рассказал мне, что начал свой путь в музыке на тромбоне, был изначально исполнителем. А только лишь потом взял в руки дирижерскую палочку.
Практически всё, что создано молдавскими композиторами в симфоническом жанре, было представлено слушателям в его интерпретации. Интересный человек…
-Согласен, Тимофей Иванович был прекрасный дирижёр и человек. Он многое сделал для развития молдавской национальной культуры
Работа в симфоническом оркестре в то время приносила мне радость и наслаждение. Я играл под руководством знаменитых на весь мир дирижёров: Ю.Симонова, Л.Зигерстана, П.Ардженто, А.Каца, Д.Вашингтона, А.Хачатуряна, Н.Богословского.
С нами играли такие прославленные музыканты как Д.Ойстрах, Л.Коган, М.Ростропович, Г.Кремер, В.Спиваков и много других.
Есть, что вспомнить, и есть, чем гордиться.
- А как тебя встретил Израиль? Не было ли разочарований на первых порах?
- Думаю, Борис, Израиль встретил меня точно так же, как и тебя, ведь встречает он нас всех примерно одинаково. Ульпан, изучение иврита. Поиск себя в этой новой стране. Получилось преподавать. Много играю.
- Музыка клейзмер – ещё одно прекрасное изобретение евреев – давно уже вышла за строгие национальные рамки и сегодня является неотъемлемой частью мировой культуры. Ты один из лучших клейзмеров Израиля. Поверь, что это не только моё мнение.
Я хочу задать тебе несколько вопросов об израильских клейзмерах. Насколько популярна тут и за границей эта музыка? Что для тебя клейзмерская музыка?
Я был на одном из твоих концертов - в «Амфитеатре» Тель-Авивского центра «Азриэли». Ты выступал с Иерусалимским фестивальным оркестром. В зале не было свободных мест, попросту аншлаг.Так на всех концертах?
- Для меня клейзмерская музыка – это вся моя жизнь, несмотря на моё глубокое уважение к классике и современной музыке. Почти на всех концертах у нас аншлаги, и меня это радует. Есть много любителей этого вида искусства. Среди слушателей есть и молодёжь, значит наша музыка пользуется повсеместной любовью и у неё есть будущее. По-моему клейзмерская музыка показывает всё лучшее, что есть в человеке. Слушая её, вы знакомитесь с людьми, которые жили в Европе сотни лет назад.
- У вашего ансамбля «Бессарабия» недавно вышел диск в Лондоне…
- Да, он называется «Tears and Joy of the Jewish Soul» («Слёзы и радость еврейской души»), — это совместный проект британских компаний и израильских музыкантов – выходцев из СССР. Диск записан во время серии концертов «Бессарабии» в Израиле.
И ещё один профессиональный диск вышел недавно в США – «Jou of Klezmer».
Мой земляк из Бельц, Борис Сандлер, спонсировал его выход.Сам он редактор газеты, еврейский писатель, пишущий на идиш. Спасибо ему!
- Михаил, ты часто бываешь на фестивалях клейзмерской музыки в разных странах – это, например, Международный музыкальный фестиваль «Мэрцишор» в Молдове. А в знаменитом городе израильских художников и каббалистов Цфате ежегодно в конце лета проходит Международный фестиваль клейзмерской музыки, в котором ты также участвуешь.
Поделись впечатлениями.
Тебя даже сравнивают с Георой Фейдманом !
Так, на вопрос одного зарубежного корреспондента, можно ли сравнить солиста «Bessarabia Klezmers» кларнетиста Михаэля Городецкого с великим Георой Фейдманом, устроители фестиваля в Цфате ответили: «Вполне. Он настоящий виртуоз!».
-Борис это явное преувеличение…
Геора Фейдман большой человек, и я внимательно слежу за его новыми произведениями. Всегда удивляюсь его таланту. Он мой Учитель, хотя я и не взял у него ни одного урока. Бывает такое. Поверь!

Справка

Геора (Гиора) Фейдман (р. 25 марта 1936, Буэнос-Айрес) — израильский кларнетист-виртуоз, исполнитель клезмерской музыки.
Выходец из семьи музыкантов-клейзмеров, эмигрантов из Кишинёва; отец до эмиграции учился в Королевской консерватории в Бухаресте. С детства впитывал азы клейзмерского искусства. Получил также академическое образование в консерватории Буэнос-Айреса. Будучи студентом, играл в оркестре оперного театра «Колон».
В 1956 году Гиора Фейдман репатриируется в Израиль, где играет в Израильском симфоническом оркестре. Репертуар Г.Фейдмана чрезвычайно разнообразен — от собственных обработок до пьес Гершвина и Бернстайна. Преподаёт в Иерусалимской академии музыки и танца С.Рубина и Бар-Иланском университете.
Геора Фейдман — исследователь истоков еврейской музыки, собиратель мелодий евреев-выходцев из разных стран мира.
С 1976 года — гастролирующий кларнетист. Среди специально написанных для него композиций: «Королевская фанфара» (А.Хайду), «Голем» (Б.Оливеро), «Воздаяние праведнику» (Н.Шериф), «Еврейская свадьба» (Б.Пиговат).
Любимым и исполняемым композитором Г.Фейдмана является Астор Пьяццолла, значительную часть произведений которого он переложил для кларнета.
Г.Фейдман также автор многочисленных клейзмерских композиций и переложений классической музыки. Выступает с такими коллективами, как Иерусалимский симфонический оркестр, Израильский филармонический оркестр, Израильская камератта, квартеты «Гершвин», «Ардитти» и «Кронос», камерный ансамбль «Kremlin», Нью-Йоркский симфонический оркестр, Берлинский симфонический оркестр, международный симфонический оркестр Германии и с многими другими.
- Михаил, молдавская, румынская, балканская музыка – что общего у них с клейзмерской музыкой?
- Скорее всего, история совместного проживания.
- Ты выступаешь не только с фольклорной музыкой, но часто обращается и к классике. Какие композиторы или направления в музыке тебе ближе всего?
- Моцарт, Вебер, Бетховен, Мендельсон, Глинка, Боцца, много других.
- Михаил, часто вижу тебя с инструментом в руках. Ты всегда занимаешься - значит, тебе надо быть в постоянной исполнительской форме. А это в свою очередь означает, что у тебя много творческих планов. Не так ли?
- Все мои творческие планы осуществлены: это выступления, гастроли… Не об этом ли обо всём ты как раз и пишешь? По мере возможности пополняю свой репертуар.

Городок мой, Бельцы…

- Бэлц - моё местечко Бэлц,
Мой домик, где я провёл
детские года.
Бэлц - моё местечко Бэлц,
Мой домик, где я оставил
множество красивых снов.

(А.Ольшанецкий и Я.Якобс)

- Михаил, ты родом не просто из Молдавии, а из уникального городка – Бельцы, который славен типично еврейским укладом, от него так и веет еврейской традицией: идишкайт, клейзмерство – глубоко в душе самого этого городка…
- Да, я родился в небольшом молдавском городке Бельцы, где проживало много евреев. Это один из немногих еврейских городков, о котором даже сложена песня, знаменитая песня: «Бельц, май штетеле Бельц…». Есть и её перевод на русский язык, на русском она называется «Городок мой, Бельцы».



Миша Городецкий справа, тот, что с тарелками...

Дома говорили на идиш, на румынском и на русском, конечно. Мой отец родом из маленького бессарабского местечка, он не был ортодоксом, но был верующим человеком.
С детства я слышал дома многие еврейские и молдавские мелодии, которые позже вошли в мой клейзмерский репертуар. Я помню еврейские свадьбы в Молдавии, с их неповторимой музыкой… Кларнет и аккордеон, скрипки, альт, виолончель передавали свои живые токи. Звуки рисовали бессарабские пейзажи.
Когда я впервые услышал клейзмерскую музыку в записи на кассете, то понял, что нужно быть большим профессионалом, чтобы как следует играть её. Халтурить тут нельзя!
- А не из городка ли Бельцы и фамилия «Городецкий»? То есть, буквально – «житель городка», надо полагать. Насколько мне известно, Бельцы в составе Российской империи с 1812 года, вследствие войны с Наполеоном. В 1918–1940 и в 1941–44 годах городок принадлежал Румынии.
Евреи поселились в Бельцах ещё в 1779 году. В тридцатых годах прошлого века в Бельцах имелось пять еврейских школ!
- Евреев в городке было много, были у нас и еврейские школы в своё время, была у нас, конечно и синагога. Каждую субботу и мы с отцом ходили в синагогу, пока при Леониде Ильиче её не закрыли. Дома у нас был Талмуд. У папы было два шофара. Шофар - это бараний рог, в который трубили, – истинно еврейский музыкальный инструмент, и я храню папины шофары как память.
Я считаю, что религия – фундамент нашего народа, и клейзмерская музыка – часть этого фундамента, поэтому она мне очень дорога, я её впитал буквально с молоком матери.
Во время «Перестройки» началось возрождение еврейской жизни в Бельцах.
В 1989 году открылся еврейский театр-студия «Менора». Видите: не случайно восстановление еврейской жизни началось с возрождения искусства, значит, искусство – это очень важно!
Для меня самого исполнение песен на идише и родная музыка клейзмер являются чем-то очень и очень важным, потому что в этом всегда есть некий провокационный момент, всегда мы поём «несмотря на…».
Как и молились тогда наши евреи в Бельцах по своему древнему обряду, несмотря на то, что к ним пришла милиция.
К примеру. Говорят, когда грохочут пушки, умолкают музы.
В нашем Израиле не всё спокойно, пушки иногда слышны, но мы поём, наши музы не молчат!

Несмотря на то, что Израиль строил совсем другое сознание, другую идентификацию, в которой вроде бы нет места песням и музыке рассеяния, поскольку считается, что наконец-то мы дома, мы всё же не забываем и песни галута, рассеяния, как важную часть нашей истории и культуры!
Несмотря на Катастрофу, в которой сгорело шесть миллионов евреев и на то, что было сказано: после такой великой трагедии нельзя писать стихов, - стихи и музыка всё же создаются, да ещё какие стихи, какая музыка!
- Михаил, а не думаешь ли ты, что есть в этом некий утопический момент, некий самообман - ведь в реальности никакая музыка не может помочь человеку преодолеть травму, да ещё такую... Но ведь можно и нужно стремиться к преодолению!
- Вот поэтому, дорогой Борис, я очень ценю опыт «новых клейзмеров». Многих из них беспокоит не только музыка как таковая, но и её сложные психологические, социальные, ритуальные аспекты. Работа с музыкой является для них частью более общей, глубинной философской, нравственной задачи. И очень хорошо, что эти музыканты, давно уже составляющие особое и неповторимое творческое сообщество, имеют возможность встречаться и говорить друг с другом и с аудиторией на своём странном языке, языке музыки...

Что такого особенного в клейзмерской музыке? В игре музыкантов-клейзмеров?..
Это музыка эмоций! Её нельзя исполнять бесстрастно. Эмоции музыкантов – радостные и печальные, трогательные или бурные – они врываются в души слушателей, заставляют плакать и смеяться, грустить и радоваться жизни вопреки всему, что происходит вокруг.
Сказать, что исполнение Михаила Городецкого и его товарищей виртуозно, это ничего не сказать. Их концерты – всегда праздник, праздник еврейской души.

Кто-то скажет, одни эмоции - этого мало. Это так, да, одни эмоции… и это совсем не мало! Концерты клейзмеров остаются в памяти слушателей ярким эмоциональным наслаждением. Вот в этом и есть счастье еврейской души. Не случайно клейзмерскую музыку любят и играют многие коллективы. Даже, казалось бы, такие строгие, как Оркестр полиции Израиля или оркестр Армии обороны Израиля.
Слово «клейзмер» – из языка идиш, а вернее, даже ещё из древнееврейского языка: «клей» – «инструменты» и «земер» – «напев». Это традиционная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения. Исполнители музыки в этом стиле – клейзмеры. Можно говорить и «клезмеры», без типичного для языка идиш дифтонгового «й», - это будет более по-ивритски, а с «й» – по-идишски.
Кстати, всем будет интересно узнать, что понятие «клейзмерская музыка» было введено в обиход советским музыковедом Моисеем Яковлевичем Береговским в 1938 году.
Изначально «клейзмер» игрался музыкантами-любителями на ярмарках, свадьбах, бар-мицвах и других еврейских праздниках для увеселения публики.
Его расцвет пришёлся на середину ХIХ – начало ХХ века. Первые документальные упоминания о клейзмерах относятся к XV веку. В воспоминаниях раввина Минца (конец XV, начало XVI века) даётся описание обряда еврейской свадьбы, в котором большое место занимают сведения о музыке и музыкантах, сопровождавших жениха и невесту к венцу.
Искусство клейзмеров наиболее ярко проявилось на Украине, в Польше, Литве и Бессарабии в конце XVIII – первой половине ХХ веков.
В СССР были знакомы с некоторыми типичными образцами клейзмерской музыки, хотя и не знали, что это музыка клейзмеров: «7.40», «Хава нагила», не более того...
Ансамбль «Бессарабия» в своей программе «Клейзмер вокруг света» показывает, как необычайно богата клейзмерская музыка.
Сегодня в мире клейзмер – бурно развивающийся музыкальный жанр, стремительно завоёвывающий широкую популярность. Музыка клейзмер – это иллюстрация истории еврейского местечка. Когда со сцены льются давно знакомые мелодии, перед глазами сразу появляются картинки - то еврейского местечка, то свадьбы, то бар-мицвы. Многие из зрителей, преимущественно старшего поколения, подпевают в такт, ведь им всё это близко!

Клейзмерская музыка и еврейская душа связаны невидимыми нитями...
Совсем не случайно основные жанры клезмерской музыки – дойна, хора, булгар, хонга, коломейка – имеют свои аналоги в музыке тех народов, на территории которых жили евреи. Собственно, еврейский интонационный элемент в этой музыке выражается прежде всего в специфической орнаментации, восходящей к более древнему еврейскому мелосу.
В древней еврейской традиции было мало музыкальных инструментов. В основном, там было пение. Еврейская скрипка, кларнет, заимствуют некоторые приёмы непосредственно из пения, вокала. Есть и другие, чисто мелодические особенности, связанные с употреблением определённой разновидности фригийского лада, на идише — «фрейгиш».
По всей совокупности этих приёмов можно отличить еврейскую дойну или хору, скажем, от румынской и т.д. В репертуар еврейских музыкантов могут входить хасидские напевы «нигуним» — часто бессловесные или на слова псалмов и других сакральных текстов»…

- Михаил, как ты оцениваешь общее состояние клейзмерской музыки в Израиле? Что ты скажешь о семинарах Э.Кирша для юных клейзмеров?
- Наряду с тем, что есть несколько величайших музыкантов – знатоков клейзмерской музыки, к великому сожалению, общий уровень невысок… Я принимаю участие в семинаре юных клейзмеров, проходящем обычно в дни фестиваля, а это показатель будущего в клейзмерском искусстве, и впечатления мои от него таковы: молодые ребята хотят приобщиться к клейзмерской музыке, и здесь им предоставляют такую возможность. У них у всех разный уровень подготовки. Настоящую клейзмерскую музыку им играть ещё трудно, но они играют еврейские мелодии, субботние песни. Это уже ступенька, приближающая их к клейзмерской музыке; кроме того, здесь им объясняют, что такое импровизация. Это начало, и это важно!
Может быть, эти ребята, эта молодежь поднимет потом клейзмерскую музыку в Израиле на новый уровень… Организатор семинара Э.Кирш говорит о том, что нет, к сожалению, организованного изучения клейзмерской музыки и приобщения к ней молодого поколения. Этот семинар – его личная «причуда», проводит он его на добровольных началах, поскольку верит, что воспитывать молодое поколение клейзмеров - необходимо.

О «Семь сорок» – отдельно

- Любопытный факт. Часто и везде исполняемый танец «Семь сорок», в общем-то, неизвестного автора... По крайней мере, принято считать, что эта музыка - народная. Я прочёл это, листая как-то какой-то сборник.
Подумалось, а ведь этого не может быть! Скорее всего, у этого фрейлехса есть-таки автор! И не ошибся.
Вот, что рассказывает одессит, композитор и кларнетист Марк Штейнберг: «7-40» – это одесский танец, и написал его Исаай Маркович Абрамович – человек, которого я лично знал.
В 50-х годах он руководил ансамблем кинотеатра имени Горького, а первыми исполнителями «семь-сорок» были Абрам Буздес (тромбон), Харитон Флит (кларнет), Наум Кривой (скрипка), Исаак Эдельман (аккордеон), Леонид Войтов (барабан).
Я их всех хорошо знал и учился у них еврейскому мелосу». И я ему не могу не верить, он большой музыкальный знаток.
Этот факт, изложенный моим другом Марком Штейнбергом, подтверждается старым печатным лондонским изданием. Исаай Маркович продал несколько фрейлехсов, в том числе ноты «7-40» английскому бизнесмену, и на этих нотах по-русски было написано: «Я рад, что владею оригиналом нот этого знаменитого танца. Спасибо, талантливый Исачок». И подпись...

- Борис, я верю… Почему бы нет? В основном, играя ту или другую клейзмерскую музыку, я знаю авторов. Но если нет автора, могу по характеру, я бы сказал, по «музыкальному почерку», предположить, кто её написал. Часто одни и те же мелодии мы встречаем у молдаван, румын, у балканских народов. Правда, чуть изменён стиль, мелизмы исполняются по-другому, но всё-таки…
Когда это музыка чисто еврейская, таки да… это чувствуется, это видно.
По-еврейски негромко: то со слезой, то весело…
Особенность еврейской народной музыки в том, что она одновременно весёлая и грустная. Она способна в одно и то же время рассмешить, заставить плакать и танцевать. Она полностью копировала ментальность народа, который старался быть весёлым несмотря ни на что... Клейзмеры очень тонко подметили это.
Отдельные клейзмеры поначалу объединялись в небольшие ансамбли или, как они себя называли, капеллы. Состояла такая «капелла» из ведущего инструмента – скрипки, а также цимбал и контрабаса, иногда виолончели. Такой состав был обусловлен тем, что в средневековой Европе евреям было запрещено играть на «громких» – духовых и ударных музыкальных инструментах.
В поисках работы музыканты кочевали по Европе, давая концерты в любой аудитории, которая согласна была их слушать и кормить, отсюда такая музыкальная «всеядность» и лёгкая музыкальная «приспосабливаемость».
Частенько клейзмеров приглашала поиграть на танцах и вечеринках нееврейская публика. Клейзмерам заказывали популярные национальные мелодии и танцы. Таким образом, репертуар музыкантов обогащался местным фольклором.
Эти мелодии так удачно интерпретировались клейзмерами, что скоро их уже невозможно было отличить от истинно еврейской музыки.
В XV–XVI веках в восточной Европе стали появляться местечки, «штетлы» – небольшие поселения, где было разрешено селиться евреям. Здесь проживала большая часть еврейского населения России. Именно в этих местах произошли становление и последующий расцвет клейзмерской музыки. В большинстве штетлов существовали свои собственные клейзмерские капеллы, насчитывающие порой до пятнадцати и более музыкантов.
К середине ХIХ столетия клейзмерская музыка стала самостоятельным музыкальным жанром. В ней причудливо переплелись мелодии народов стран Восточной Европы – немцев, украинцев, поляков, молдаван, болгар, украинцев и румын.
Однако клейзмерская музыка всё же была неповторимой и узнаваемой.
Но жить одним лишь музыкантским делом клейзмерам было не так-то просто, потому что не всегда ведь бывают свадьбы и праздники.
«Поэтому цимбалист часто служит посыльным в общине, а барабанщик – служкой в погребальном братстве, кроме того, он ещё промышляет лошадьми, а скрипач часто содержит шинок», – читаем мы в воспоминаниях современников о быте еврейских местечек.

Традиционный фестиваль «Музыкальный Шавуот»
Из газет:
Израильская компания «Жемчужины классической музыки», уже много лет известная как устроитель больших музыкальных фестивалей, концертов классической, литургической, легкой классической музыки, а также фолка, джаза и рока, проводимых в живописных уголках Израиля: в церквях Августы Виктории в Иерусалиме и Святого Иоанна в Хайфе, в монастыре в Латруне и в армянском монастыре в Яффо, - каждый год проводит также и традиционные фестивали на праздник Шавуот.
Компания часто устраивает масштабные представления в открытом амфитеатре Тель-Авивского Центра «Азриэли». Её весенние фестивали «Музыкальный Шавуот» всегда становятся заметным культурным событием в жизни страны, а яркое исполнительское мастерство блистательных музыкантов – всегда ценный подарок для истинных ценителей национального музыкального искусства.
Как всегда, в фестивалях принимают участие музыканты-виртуозы Леонид Красник и Михаэль Городецкий, ансамбли La Basta Band и «Бессарабия», а также Иерусалимский фестивальный оркестр под руководством Владимира Баршевича.
Каждый вечер в самых разных интерпретациях звучат горячие балканские ритмы, лирические мелодии Словении, традиционная еврейская музыка, жгучее современное аргентинское танго, бесшабашный американский джаз, знаменитые бродвейские хиты и, конечно, зажигательная музыка веселых хасидов.
Например, инструментальный ансамбль La Basta Band известен, как и ансамбль «Бессарабия», своим широким стилевым разнообразием – музыканты коллектива одинаково лихо исполняют средиземноморскую, ирландскую, балканскую и цыганскую народную музыку.
Михаэль Городецкий, как всегда, выводит на фестивальную сцену свой квинтет «Бессарабия», в котором вместе с ним задействованы Эли Бельник (аккордеон), Аркадий Аптекарь (скрипка), Стас Ваулин (бас) и Андрей Лукач (ударные). Сам Михаэль демонстрирует свое яркое исполнительское мастерство не только на кларнете, но и на саксофоне и аккордеоне.
Вместе с Иерусалимским фестивальным оркестром Владимира Баршевича масштабные румынские и молдавские дойны, прерывисто ритмичные турецкие танцы, зажигательный еврейско-болгарский «фрейлекс» и медленный «хусидл» исполняет известный аккордеонист-виртуоз Леонид Красник.
Известный в Израиле и за рубежом Иерусалимский фестивальный оркестр в 1990 году основал и с тех пор успешно им руководит авторитетный скрипач и дирижер Владимир Баршевич. С оркестром ежегодно сотрудничают один из лучших скрипачей в мире Сергей Стадлер, «королева виолончели» Наталья Гутман, одна из лучших пианисток мира Ирина Беркович, главный джазмен Израиля Леонид Пташка, солисты израильской оперы Феликс Лившиц, Ирина Бертман, Йотам Коэн и многие другие большие музыканты.


Меломанам Кишинёва и Бельц в дни «Мэрцишора» был сделан прекрасный подарок – израильский квинтет «Бессарабия» подарил им свои выступления. Следя за успехами «Бессарабии», я встречал в прессе немало восторженных откликов, вот один из них. Привожу полностью, это стоит того.
Народный артист Молдовы председатель культурного общества «Салваць фолклорул» Иоан Паулеску.
«Мне, человеку, не чуждому музыке, не только был приятен сам факт столь профессионального, артистичного выступления, но и удивил феномен похожести еврейских и румынских мелодий. Мила Бательман исполнила на скрипке «Чокырлию» с необычайным вдохновением и экспрессией! Кларнет Михаила Городецкого тоже почувствовал себя дома: «Дойна», «Жок де дой», «Жок маре». Я знал Михаила классическим исполнителем, но как фольклорист он потряс меня своей виртуозной техникой и проникновенным исполнением румынской музыки! С большим успехом выступил солист ансамбля Бернард Итан. Манера его пения настолько свободная, что, слушая его, просто отдыхаешь. Я учился в консерватории и с Милой Бательман, и с Моше Цинманом, и с Хиршем Фридманом. И вот, через 20 лет, мы встретились. Все эти дни ощущал радость, а сейчас чувствую отсутствие этих старых друзей и коллег. Хотелось бы прослушать их программу еще и еще раз. Отдельное им спасибо за название квинтета. С глубоким уважением и надеждой на новую встречу».

Как сказано хорошо: «кларнет Городецкого почувствовал себя здесь дома»…
Не только Мила Бательман, но и Михаил Городецкий тоже блестяще исполнил на своём инструменте молдавскую «Чокырлию» («жаворонок»), вызвав восторг публики, а также ставшие классикой еврейские мелодии.
Пресса писала: «Как отметила директор филармонии Светлана Бивол, «Все музыканты израильского ансамбля – выходцы из Молдовы, которые играли в наших музыкальных коллективах, и их выступления на родине – первые после долгого расставания… К сожалению, не так часто, как хотелось бы, в нашу столицу приезжают музыканты, достойные внимания разборчивой кишиневской публики.
В дни «Мэрцишора» на сцене Малого зала филармонии и в Бельцах выступали виртуозы, прекрасно владеющие своими инструментами, – израильский квинтет «Бессарабия». Четверо музыкантов из квинтета – выходцы из Молдавии, все они закончили Кишиневскую консерваторию, работали в симфоническом оркестре при государственной филармонии.
Это профессионалы, воспитанные на нашей земле!
Вёл концерт Михаэль Городецкий, который впервые за почти 20 лет приехал с гастролями в Кишинев и вышел на некогда родную сцену... Михаэль работал в кишинёвском филармоническом оркестре с 1969 года и до самого отъезда в Израиль в 1991 году, целых 22 года!».
- Как же так случилось?» – спрашиваю Михаила о столь затянувшемся ожидании встречи с городом юности, где он состоялся как музыкант...
- Не всегда получается прервать ту работу, которой мы занимаемся в Израиле. А это – преподавание в консерватории, множество учеников, многочисленные гастроли, на которые я выезжаю в качестве солиста и «Бессарабии», и других клейзмерских ансамблей. Выступали с концертами в США, Южной Корее, в ряде стран Европы. Например, не так давно – во Франции, на фестивале идишской культуры,  в Испании, Германии, Австрии. Идея приезда в Кишинев давно витала в воздухе, и вот мы здесь!».
«Браво, Миша, браво!», - по-свойски кричали из зала Михаилу земляки. А это самый лучший показатель наиболее тёплого приёма. И что тут ещё можно сказать?!
Остаётся лишь от всех почитателей еврейской народной, клейзмерской музыки, а также от имени всех нас, твоих коллег, Михаил, пожелать тебе крепкого здоровья и творческой энергии для осуществления всех намеченных тобою планов! Ведь сам видишь: то, чем ты занимаешься, это не «лёгкий жанр», это так бередит людям душу, это им необходимо. А значит, ты занимаешься нужным делом!
 
papyuraДата: Воскресенье, 21.03.2021, 09:50 | Сообщение # 377
неповторимый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1552
Статус: Offline
От осложнений, вызванных новым типом коронавируса, 19 марта, в возрасте 82-х лет скончался невролог психиатрической больницы Борис Иванович Войняк
Болезнь обрушилась неожиданно и протекала очень стремительно...


подробнее о жизни этого замечательного врача читайте на этой же страничке в материале М. Местера за номером 356.
 
ПинечкаДата: Вторник, 30.03.2021, 10:13 | Сообщение # 378
неповторимый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Уроженец Бельц Борис Дубирный уже сорок один год живёт в Австрии, но всё это время он не порывал связей с родной Молдовой и, в силу возможностей, помогал ей.



Будучи одним из советников мэра Вены, он создал  департамент здравоохранения по распределению гуманитарной помощи в РМ и на 5 миллионов евро передал республике многофункциональные кровати (по 2200 евро каждая), инвалидные коляски, больничную мебель, медикаменты, инструментарий.

Также по линии здравоохранения, при содействии Дубирного, криулянская районная больница получила из Вены в дар медицинское оборудование на миллион долларов.

Любителям посчитать деньги в чужом кармане, Борис Дубирный отвечает так: «У меня есть желание отплатить Молдове за то, что я здесь родился, получил «шапте ань де акасэ» и прекрасное образование. Родители научили меня быть благодарным, и это – сильнейшая мотивация всех моих поступков!»

Благодаря знакомству и дружбе с бургомистром Вены, доктором Хельмутом  Цилком, Дубирный как-то организовал Марии Биешу двухнедельный мастер-класс в Венской консерватории, а потом привёз на гастроли в Австрию «Флуераш», вместе с гением скрипки Сергеем Лункевичем.
Борис Дубирный был советником в целом ряде департаментов муниципалитета Вены, хорошо знает, как решаются задачи городского хозяйства в австрийской столице и – это главное – готов щедро поделиться опытом с кишиневским муниципалитетом.

Уже много лет неправильная парковка транспорта остается одной из самых сложных проблем нашей столицы. Автомобили перегораживают тротуары, заезжают на газоны, хаотично заполоняют дворы жилых домов, а мэрия опять, уже в который раз, объявила конкурс на обустройство парковочных мест и строительство многоэтажных/подземных паркингов – в партнёрстве с частными структурами. Обычно на этой стадии инициатива и замирает...
Возникают два вопроса: то ли пресловутое партнёрство тормозит из-за проблемы несовпадения  частных интересов с государственными, то ли сам  план обустройства носит декларативно-теоретический характер, и как решить проблему практически, мэрия попросту не знает.


Но в Вене-то, где есть улицы вдвое уже кишиневских, нашли же решение.

Борис Дубирный привёз нам свой готовый проект, причём, он не стоит тех денег, которые для организации парковок насчитал муниципалитет. Сегодня автор сам разъяснит, в чем заключается прелесть его инициативы для кишиневцев.

Господин Дубирный, ваш нынешний проект лежит в плоскости, отличной от музыки и здравоохранения.
Почему вдруг парковки и почему в Кишинёве?


– Я часто бываю в Молдове, подолгу нахожусь в столице по делам и давно обратил внимание, что отсутствие правил парковки автотранспорта порождает в городе, где прошли годы моей юности, целую массу не просто неудобств, а больших проблем, отравляющих жизнь и автовладельцам, и пешеходам.
Парковка автомобилей в Кишинёве осуществляется хаотично, её просто невозможно проконтролировать. Авто паркуют в неположенных местах, тем самым, в чрезвычайных ситуациях затрудняя доступ машин скорой помощи и пожарных.
Осложнено движение общественного транспорта, невозможны пешие и велосипедные прогулки. Кроме того, из-за нерегламентированных парковок часто возникают пробки.
Всё это негативно влияет на организацию жизни города, на экологию, от которой зависит здоровье жителей столицы.

В Вене – многомиллионном мегаполисе – эти вопросы давно и успешно решены уверенный, что многолетний опыт венцев отлично «приживётся» в Кишиневе, я «засел» за подготовку адаптированного для молдавской столицы проекта.
И, по оценке многих моих друзей в Австрии и Молдове, он удался.

А кто ознакомился с Вашим предложением?

– Прежде, чем передать его мэру Кишинева, я отправил проект в Посольство ЕС в РМ и ряд других международных организаций, активно работающих в Молдове, у всех он получил положительную оценку.

Вы уже предложили мэру свой бюджетный, практически по всем параметрам приемлемый, план?

– Конечно. Не без некоторого труда, но я попал к мэру. Объяснил ему суть, мы обговорили условия проекта в целом, и г-н Чебан попросил оставить у себя моё ноу-хау для более детального знакомства и последующего обсуждения на совете.
Вместе, засучив рукава, мы уже сегодня можем начинать поэтапно приводить в порядок наш родной любимый город, тем более, что погода в Молдове – шепчет.

– Что важно обсудить перед началом внедрения проекта?

Во-первых, могут быть замечания по каким-то пунктам, связанным с местной спецификой, которые улучшат программу действий и позволят избежать неблагоприятных моментов во время её поэтапного внедрения.
Во-вторых, я, как разработчик проекта, разумеется, хочу его курировать, и на первом этапе предлагаю выставить положения плана на всенародное обсуждение, как это принято в цивилизованных государствах, а только после одобрения гражданами начинать внедрение. Причём, я настаиваю на последовательности этапов программы.

...Ответа от мэра ещё нет, но я удивился, когда в одно прекрасное утро узнал, что несколько пунктов из программы уже опробовали, и получилось «как всегда»...
Вижу, уже устанавливаются разработанные мною парковочные знаки – без какого либо согласования со мной.
Кроме того, в моём плане пункт о штрафах числится последним.
Почему?
Потому что первоначально муниципалитет должен обеспечить места для парковки, а потом включать санкции, иначе они не правомерны.
В таком случае, если автомобилист решит сэкономить, оставив машину за пределами оборудованного по правилам паркинга – тогда штраф законен. А если парковок, как таковых, на улицах Кишинева нет, а их и нет, какие у полиции основания для санкций?....

Вы имеете в виду прецедент с неправильно припаркованными автомобилями, которые дорожная полиция эвакуировала на штрафстоянку частной фирмы в селе Трушены? Он получил большой резонанс в соцсетях, было опубликовано множество фотографий с этими злосчастными авто.

– Такая реакция граждан вполне естественна. Ещё раз отмечаю: этот пункт – из моей программы, и он – последний её этап. Городские власти, по каким-то своим резонам, начали с него, к сожалению, со мной, автором, не посоветовавшись.

– На мой взгляд жителя столицы и автомобилиста, этот радикальный демарш властей привёл к противоположному эффекту, особенно, в текущую избирательную кампанию.
Большего «подарка» своему товарищу по партии, кандидату в президенты Игорю Додону мэр Чебан придумать не мог.

Господин Дубирный, в Вене, Будапеште, Риме, Мюнхене и других больших европейских городах – разные виды парковок, их же в Кишинёве предлагает освоить и наш муниципалитет: многоуровневые парковки – металлические и капитальные, технически оборудованные платные уличные парковки, Park&Ride.
Но все они очень дОроги, бюджет такие средства не потянет, и начинается канитель с поиском частного партнёрства. Был такой прецедент в 2017 году, окончился плачевно...


– В том и дело, что я предлагаю самый бюджетный для столицы и автомобилистов проект. Большая нагрузка в Кишинёве и перечисленных вами городах ложится, как правило, на исторический центр города: узкие дороги – низкая пропускная способность – стихийные парковки – пробки.
Здесь самое важное – первоначально разгрузить именно центр. Оптимизировать имеющееся пространство, эргономично расположить и разметить парковочные места, ввести адаптированную для Молдовы плату за парковку.
Уже через короткое время автомобилисты и пешеходы почувствуют разницу.
Движение на дорогах станет упорядоченным, тротуары, проезды и газоны будут служить по назначению. А городской бюджет начнёт пополняться ежемесячно на 40 миллионов леев или 200 тысяч евро, при расходах – примерно в 10-12 тысяч евро.
Эта сумма будет расти, по мере охвата парковочными местами всего муниципия Кишинэу, достигнув за год 3 миллионов 500 тысяч евро.
Средства, полученные от эксплуатации таких размеченных, обустроенных, а не стихийных паркингов, будут аккумулироваться и затем уже направляться на закупку оборудования для строительства автоматизированных уличных парковок, как везде в мире.
На данном этапе – минимум затрат, без установки дорогих автоматов по продаже талонов, без строительства дорогостоящих крытых мега парковок, что займет около года времени, а большую часть дохода надо уплатить инвестору-строителю.

Предлагаемый мною план расписан очень доходчиво, выгода для горожан и муниципия – прозрачна. Поскольку пересказывать его в нашей беседе довольно долго, буду краток: проблему парковок автотранспорта в Кишинёве надо решать и решать комплексно, иначе она будет увеличиваться.
Уже сегодня в молдавской столице по дорогам бегает 306009 транспортных средств – это статистические данные. Поэтому, я предлагаю опубликовать мой проект по решению этой проблемы – для открытого и широкого обсуждения, о чём я говорил в самом начале нашей беседы.
Комментарии к нему от автовладельцев будут очень ценны, они дадут мне возможность до деталей проработать план, после чего я смогу уже смело курировать его внедрение. Решение – за мэром и муниципальным советом Кишинёва, когда и на каких условиях они принимают мой план...

Маленький вопрос: если кишинёвского водителя не останавливают тротуары, газоны и даже антипарковочные столбики, почему вы думаете, что внедрение Вашего проекта по организации муниципальных парковок вдруг сделает их сознательнее? Возможно, эта тема вообще не про Кишинёв?

– Вот не соглашусь, потому что я – многолетний очевидец того, насколько граждане Молдовы цивилизованны, организованны и законопослушны.
Они рассекают на своих автомобилях по самым разным странам и городам Европы. Им в голову не приходит стихийно бросить где-то свой автомобиль или поставить его, к примеру, на парковочное место для инвалидов, или не вписаться в голубую линию разметки. И оплачивают стоянку они в автоматах любого вида сложности.
Всё знают, умеют и соблюдают.

Это из-за штрафов?

– Конечно, несознательных водителей штрафы дисциплинируют, поэтому, в моей программе этот пункт есть. Но скажу, не только в штрафах дело.
Людям нравится порядок, красивый, чистый город, свободные тротуары.
Им нравится забота муниципальных властей о горожанах, и в них просыпается самоуважение. Вы сами в этом убедитесь, как только предложенный мною проект вступит в силу.


Интервью - 4 года назад -  вела Ольга Березовская
 
стэфДата: Вторник, 30.03.2021, 10:48 | Сообщение # 379
приятель
Группа: Друзья
Сообщений: 8
Статус: Offline
эххххх......

Зачем ему Кишинёв, не понимаю. Для большего понта?
Луше бы о Бельцах беспокоился дорогой наш Земляк...
В первую очередь - дороги города разбиты вдребезги.
 
ПинечкаДата: Четверг, 01.04.2021, 07:44 | Сообщение # 380
неповторимый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1455
Статус: Offline
скорее всего он в Кишинёве учился, там знакомства и связи остались и это ... столица...
а Бельцы - хоть в них родился - всего лишь маленький городок... правда известен этот "малыш" всему миру ( я тут одно время работал с индусом по имени Моше, общались на английском, и на вопрос откуда я родом ответил, мол  из Бельц ...и неожиданно он запел на идиш "Майн штейтеле Бэлц")
просто вдруг вспомнилось...
 
papyuraДата: Суббота, 15.05.2021, 09:13 | Сообщение # 381
неповторимый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1552
Статус: Offline
КАРТИНКИ с ВЫСТАВКИ
... не Мусоргский, а новые работы Стэфа Садовникова с проходящей прямо сейчас, в Выставочном центре города Электросталь, выставки:

аллюзии 1

 
papyuraДата: Суббота, 15.05.2021, 09:22 | Сообщение # 382
неповторимый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1552
Статус: Offline
гармония разрушения.
картина из 2-х частей

 
papyuraДата: Суббота, 15.05.2021, 09:31 | Сообщение # 383
неповторимый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1552
Статус: Offline
диалог. вечерний чай

 
АфродитаДата: Понедельник, 17.05.2021, 09:43 | Сообщение # 384
Группа: Гости





заметила на картине рюмку рядом с чашкой.
интересно каков замысел автора - может вспомнил фразу "не откушать ли нам рюмку чая?!"
но диалог очевиден:
она пить будет из чашки, он - из рюмки и главное вместе.
 
ЩелкопёрДата: Вторник, 18.05.2021, 11:03 | Сообщение # 385
дружище
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Статус: Offline
заприметил рюмочку тоже и также заинтересовался скрытым (для меня) смыслом появления её...
 
Вл. РЫМАРЬДата: Четверг, 01.07.2021, 10:09 | Сообщение # 386
Группа: Гости













ВСЕ фото августа 1989 г. сделаны автором заметки-воспоминания

Севастополь, визит американских кораблей.
Можно было: по-человечески сосуществовать…
Город был заполнен матросами в увольнении и курсантами.
Много было девушек...
Севастополь был тогда ещё относительно закрытым, но симпатичные иногородние девицы (с низкой социальной ответственностью) сумели просочиться через КПП, их было заметно много...
Было впечатление всеобщего праздника
 –  музыка, солнце, нарядные крымчане семьями, множество моряков в белой парадной форме, на американские корабли пускали всех желающих, там угощали пепси и хот-догами...
Везде лилось крымское шипучее (шампанское)…
К вечеру все кафе, рестораны, веранды, просто скамейки в парках были заполнены праздновавшими ...патрули никого не останавливали, не задерживали, общественный порядок, как всегда в Севастополе, был на высоте….

было...
Тогда мы ещё верили в «светлое будущее».
 
несогласныйДата: Среда, 07.07.2021, 02:08 | Сообщение # 387
добрый друг
Группа: Пользователи
Сообщений: 168
Статус: Offline
очень уж стремительно мир изменился, увы!
 
ЗлаталинаДата: Вторник, 07.09.2021, 07:21 | Сообщение # 388
добрый друг
Группа: Пользователи
Сообщений: 230
Статус: Offline
Борис Сандлер

Рассказано — значит не забыто….

«Дельфин»

Кажется, на круизном лайнере не было пассажира, который бы его не знал. Мальчик лет десяти — одиннадцати, он был здесь со своим дедушкой. Парнишка участвовал во всех развлечениях: он пел, танцевал, не пропуская ни одного состязания.
Он постоянно был в центре внимания. Но самым любимым его местом был бассейн на верхней палубе. С самого раннего утра и до полудня мальчика невозможно было выманить из воды. Не помогали ни уговоры, ни посулы дедушки. Возможно, поэтому его прозвали «дельфином», и ему это прозвище нравилось.
Среди нескольких тысяч пассажиров корабля мальчик был такой один. Его легко было узнать, потому что он был похож на всех других таких же мальчиков и девочек — детей с синдромом Дауна.
За день до окончания круиза, произошло вот что: рядом с бассейном играла маленькая девочка. Её отец глаз с неё не спускал. Он и отвернулся всего на секунду, когда кто-то его позвал. Но этого мгновения оказалось достаточно, чтобы малышка поскользнулась и упала в воду.
Всё произошло так быстро, что люди, которые это увидели, смогли лишь рот открыть, чтобы закричать, но крик замер у них в горле. Взрослые, которые были в бассейне, тоже оцепенели на секунду, парализованные страхом. Когда они пришли в себя и бросились спасать девочку, она уже показалась из воды на вытянутых руках нашего «дельфина»...
Девочка плакала, и плач этот, судя по всему, был очень хорошим знаком. Понятно, что вокруг отца и его спасённой дочери сразу собрался народ. О её спасителе вспомнили позднее.
Вечером, во время ужина в ресторане, капитан корабля напомнил о мальчике и попросил его выйти на подиум. Однако вместо него поднялся дедушка и объяснил, что внук его заперся в своей каюте и не хочет показываться на людях. «Он стесняется, — тихо закончил дедушка свою короткую речь, — он у нас очень стеснительный…».
Я где-то читал, что детей с синдромом Дауна называют «ангелами на земле». В еврейском фольклоре это ангел-спаситель, который приходит на помощь в момент, когда в нём нуждаются.

Чёрная рука

В детстве мы с друзьями часто собирались у кого-нибудь во дворе, чтобы посидеть на крылечке и поболтать. Точнее, чтобы рассказывать истории про войну — это была такая смесь фантазии, услышанного дома, виденного в кино, вычитанного в книгах, но, главным образом, выдуманного прямо на месте.
Это были страшные истории со стрельбой, взрывами, криками «ура!» — и конечно же с героическим концом. В живых не оставалось никого ни среди фашистов, ни среди «наших».
Но какими бы страшными и леденящими душу ни были истории про войну, реально опасными казались истории про «чёрную руку»!
Ночью я не мог спать. Если я и засыпал, то просыпался в холодном поту, потому что во сне чувствовал, как чёрная рука змеёй обвивается вокруг моей шеи и душит меня, язык выпадает у меня изо рта, и глаза вываливаются из орбит.
Так это и осталось в моей памяти: страшная черная рука — змея с пятью пальцами.
Не так давно я перенес тяжелую операцию. Когда я пришел в себя после наркоза, к моей кровати подошел хирург. Он был ...негром. Протянув мне руку он тихо, но твёрдо заверил, что теперь уже всё будет «окей».
Ещё несколько мгновений я чувствовал тепло его чёрной мягкой руки…

Традиция и история

В конце 50-х — начале 60-х еврейские семьи в Бельцах ещё держались старых традиций. На Пурим мамы пекли хоменташи, флуден и другую выпечку, выкладывали всё это на просторную тарелку, накрытую платком, и посылали детей отнести шалахмонес — подарки родным. На Песах устраивали праздничную трапезу- седер, а на Симхат-Тору — совершали акойфэс, обходя с Торой двор синагоги, который в такие дни становился тесным.
В пятом классе мы проходили в школе «Историю древнего мира»: Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Греции и Рима.
«Империи возникали и империи падали», — делал патетический вывод наш учитель истории Исаак Абрамович по окончании новой темы.
Однажды — мы тогда изучали историю Египта — учитель вызвал к доске моего приятеля Яшу Фельдмана, чтобы тот ответил на вопрос: «Каково было положение рабочих масс в Древнем Египте и как они боролись против угнетателей?».
Видимо, Яша был не совсем готов ответить на такой важный вопрос; тем не менее, он сделал большое усилие, чтобы хоть что-то вытянуть из своих скудных познаний в истории. Работа его мозга отобразилась на его лбу полосками резких складок. И вдруг складки исчезли. Его круглое лицо воссияло, как будто он искупался в горячих лучах ближневосточного солнца.
— Маца! — счастливо воскликнул Яша.
— Что маца? — удивлённо и немного испуганно спросил Исаак Абрамович.
— Маца спасла рабочие массы, когда они бежали из Египта, от своих угнетателей! — горячо ответил Яша.

Бриллианты в мусоре

Не нужно бояться говорить глупости. Со временем вдруг оказывается, что среди мусора мыслей завалялся настоящий бриллиант, а глупость является нам мудростью.
Если человек немножко не витает в облаках, он-таки лежит глубоко в земле.

Про двойную лояльность

Мне не раз приходилось слышать в моём бывшем «Отечестве», что советские евреи были гражданами с двойной лояльностью. И говорилось это всегда с упрёком.
Что на это ответить? Да, мы ценим и любим землю, где мы родились и выросли, язык и культуру которой мы впитали вместе со сладко-горьким запахом родины…
И в то же время две тысячи лет передавалась из поколения в поколение единственная наследная мечта — мечта об Эрец Исраэль.
Слава Богу, мечта воплотилась, и многие мои соотечественники живут уже в Эрец-Исраэль. И снова тоска — теперь уже о земле, оторванной от сердца, где даже в конце мая цвет яблонь может тронуть внезапно заблудившийся морозец.
Помню, когда я был ребёнком, меня часто спрашивали: «Мальчик, ты кого больше любишь папу или маму?».
И такой ли это большой грех, иметь сердце ребёнка, которое разрывается надвое от любви и к папе, и к маме?

После всего

В советском паспорте существовал графа, в которой указывалась национальность гражданина. Приходилось слышать, особенно от евреев, которых стесняло их происхождение: «К чему эта графа? Долой национальности! Мы все равные граждане одной страны!»
Но однажды времена изменились. Пришла пора, когда евреи стали массово покидать родину. И нередко те, кто кричали, что они отказывались быть евреями, зубами вцепились в свою «пресловутую графу» — ведь именно она давала возможность уехать!
И вот, пробил благословенный час — приехали в Эрец-Исраэль. Стали гражданами еврейской страны. И, нате вам, иудеи добрые, новый поворот еврейского счастья: тебе постоянно дают понять, что ты истинный «руси», русский.

Трудный вопрос

Я вспоминаю, как в Кишенёве, в самый разгар борьбы за молдавскую независимость, когда республика раскололась на две враждующие стороны — молдавских националистов и промосковских «интернационалистов», — вспыхнула старая ненависть к евреям.
Как бывает в таких случаях, посреди города появился нарисованный магендовид, проткнутый стрелой, а под ним — антисемитские надписи. Напротив высокой зелёной ограды, измаранной такого рода мазнёй, стоял дворник, с самого утра уже заправившийся водкой. В одной руке он держал ведро с зелёной краской, а в другой — кисть.
Там же в стороне за кинокамерой трудился оператор, выслушивая советы режиссёра. Они специально приехали, чтобы, так сказать, увековечить «прекрасные» рисунки и надписи для будущих поколений...
Дворник глянул на забор, потом на киношников и сказал самому себе вслух:
— Им платят, чтобы они из этого сделали кино. А кто заплатит мне, чтобы я всему этому положил конец?

борщ

В те времена, когда я в первый раз летел в Израиль, прямых рейсов до Тель-Авива ещё не было. Я летел через Будапешт, где приходилось по восемь часов ждать, пересадки в израильский самолёт компании «Эль-Аль». Пассажиров из Москвы размещали в особом, укромном изолированном от всего мира месте, как, боже упаси, прокажённых.
Пассажиры, летевшие в Израиль навсегда, имели при себе немного долларов, которые разрешалось официально приобрести. Мне не так повезло. Я летел в гости, и поэтому «зелёными купюрами» не обладал. Пришлось затянуть пояс и довольствоваться пакетиком бисквитов, оставшимся после завтрака в самолёте.
Именно тогда ко мне подсел пожилой еврей и сразу, без предисловий завёл со мной разговор.
— Вы понимаете, — в его голосе звучала досада, — я только вошёл в ресторанчик. Заглянул в меню, у меня в глазах потемнело: простой наш украинский борщик стоит целое состояние. И был бы хоть борщец, а то ведь его в рот нельзя взять.
— Что же, — наивно спросил я, — вы его всё-таки попробовали?
— Я что сумасшедший — такие деньги платить!

Гойда…

Здесь, в Бруклине, мы соседствуем с семьёй пожилых китайцев. Я не говорю по-китайски, они, понятное дело, на идише — тоже нет. Иногда мы даём друг другу советы на нашем бедном английском.
Почти каждый день их дочь привозит двoих своих детей, чтобы бабушка с дедушкой за ними приглядывали. Одному годика четыре-пять, а второй совсем ещё малыш полугодовалый. Смежная стена наших домов не способна заглушить крики бабушки с дедушкой и визг их внуков. Мне приходится выслушивать обе стороны.
В тот день я услышал, как сквозь мешанину китайского и крики детей прорезалось: «гооой-да… гооой-да…». Я просто прирос к месту, ошеломлённый.
Именно такое «гойда» с протяжным напевом, я слышал от моего дедушки, светлая ему память. Он усаживал меня к себе на ноги, повыше лодыжек и, качая вверх и вниз, проговаривал: «гооой-да, гооой-да»
Видимо, все люди говорят с детьми на одном языке.


Перевод с идиша Юлии Рец

Мои еврейские ботинки

На древнееврейском языке моя фамилия означает «сапожник». Да, мой прадед Залман Сандлер, царство ему небесное, действительно зарабатывал на жизнь сапожным ремеслом. Он жил в Одессе на улице Бебеля, но старожилы, в основном евреи, ещё помнили её прежнее название – Жидовская.
Эту пару ботинок он то ли смастерил сам, то ли получил в наследство от предков, может, даже от самого рабби Йоханана Сандлера, ученика рабби Акивы и великого мудреца, по профессии тоже сапожника. Семейная легенда гласит, что в октябре сорок первого, когда румынские жандармы ворвались во двор, где у своей дочери жил старик Залман, он кинулся на них с сапожным ножом…
Потом эти ботинки попали к моему деду Авруму Сандлеру, тоже сапожнику. В гетто, где он оказался со всей семьей, они буквально его спасали, но когда его сын Исруэл с двумя друзьями, братьями-близнецами, несломленные, решили бежать, мой дед без колебаний снял ботинки и отдал сыну. Исруэлу удалось бежать, может, именно благодаря ботинкам, а братьев схватили румыны и повесили на одной виселице.
Почти три года Исруэл скрывался в окрестных деревнях. В конце июня сорок четвёртого Красная армия освободила Молдавию, и Исруэл в свои неполных восемнадцать лет ушёл на фронт. По фронтовым дорогам Европы ботинки довели его аж до Праги, где для него и закончилась война, но не военная служба.
Домой ботинки привели его только в конце сороковых. Как утверждает семейная легенда, демобилизованный Исруэл Сандлер встретился с бельцкой красавицей Генендл Котик посреди улицы, когда шагал со станции к своему дяде. В тот вечер Генендл шла с работы, и молодой демобилизованный сержант именно у неё спросил, как пройти туда-то и туда-то...
Под хупой с Генендл он стоял в этих же ботинках, начищенных так, что в них можно было смотреться, будто в зеркало. В этой прекрасной, счастливой семье я и родился.
Как-то раз, ещё совсем маленьким, едва научившись ходить, я попробовал примерить отцовские ботинки: подошёл и сунул в них свои худые детские ноги. Ботинки стояли в углу полутёмного коридора, отдыхали после тяжёлого рабочего дня. Я попытался сделать шаг, но они были словно прибиты к дощатому полу. Я упал, набил шишку на лбу, а потом оглушительно ревел, когда мама прижимала её оловянной ложкой. Так я познакомился с семейным наследством.
Позже я понял, что ботинки не подчинились мне не только потому, что мои ноги были для них слишком малы и слабы, но ещё потому, что своё предназначение в отцовской жизни они исполнили не до конца. Им ещё предстояло пройти с ним через арест, суд и провести четыре ужасных года в советском трудовом лагере.
Отец мечтал достичь в этих ботинках Израиля, взойти на Землю Обетованную, но не успел, не дожил.
Ботинки проводили его в последний путь, уже на моих ногах.
Много лет ботинки, доставшиеся от предков, верно служат мне в моих странствиях – от Бельц до Америки. После отца, земля ему пухом, наша семья перестала зарабатывать сапожным ремеслом, но древняя еврейская фамилия сохранилась. И, слава Богу, есть кому передать ботинки по наследству. Да не сотрутся их подошвы, и пусть только счастье и радость встречаются им на пути.

Пуримский ягнёнок

Короткий месяц февраль пролетает быстро, как короткая пятница. В Америке есть обычай второго февраля смотреть, что предскажет сурок. В этом году конец зимы выдался снежный и даже морозный, но уже подтаивают сосульки, и звонкая капель предвещает тёплые весенние деньки.
А для нас начало весны – это весёлый праздник Пурим. С детства он приносил мне весть, что серая зимняя мгла начала рассеиваться в прохладном весеннем воздухе, и в нём разливаются свежесть и мамина песенка. Она врезалась мне в память на всю жизнь, эта песенка на нашем бессарабском идише:
Радостные лица:
Пирим к нам пришёл.
Петь и веселиться –
Это хорошо.
Хоть ты беден, хоть богат,
На-ка гоменташ!
Гоменташей все хотят
В любимый праздник наш…

Толпа ребятишек из нашего квартала Цыгания в самодельных масках и вывернутых наизнанку отцовских тулупах с визгом и криками ходила по домам, и хлебосольные соседи не скупились на «шалехмонес» – лакомства, которые в Пурим посылают родным и знакомым.
Кстати, у нас произносили не «Пурим» и «шалехмонес», а «Пирим» и «шолхемунес».

Для каждого еврейского праздника есть особые лакомства, у каждого праздника – свой вкус. Но самый вкусный – Пурим. Из печных труб с дымом разносятся дразнящие ароматы корицы, ванили, карамели, жжёного сахара, одним словом, всех секретных ингредиентов, которые хозяйки добавляют в тесто.
Именно теперь мама достаёт хранившуюся между оконными рамами айву, крупные, золотистые плоды, а бабушка нарезает их дольками и варит компот. По правде говоря, такой компот варили и в другое время, но этот был особенный, пуримский, потому что бабушка, пока варила, приговаривала: «Наш компот, наш компот не попал Аману в рот!»
Ещё одно лакомство, которое не давало мне покоя всю зиму, – это ягнёнок из сдобного теста. Мама пекла его в специальной чугунной форме, которую занимала у соседки. Форма состояла из двух половин. Мама смазывала их внутри растительным маслом, наполняла тестом, соединяла и задвигала форму в печь. Я едва мог дождаться, пока мама её достанет. Когда видишь, как форма снова разделяется на две части и осторожно выпускает на полотенце, расстеленное на столе, подрумяненного ягнёнка, – аж дух захватывает. И опять надо ждать, когда новорождённый ягнёнок остынет. Он ещё слеп, но мама знает, что делать. В две ямки на его мордочке она кладет по вишне из варенья.
Ягнёнка и терпкую айву мама вставляла на хранение в большое окно в передней. Там они и ждали до наступления праздника. А чтобы они не замёрзли, мама клала между рамами вату, белую, как только что выпавший снег…
И вот настает время попробовать сдобного ягнёнка. Даже больно смотреть, как мама его режет, как будто он живой.
Ломтик сдобного ягнёнка, глоток айвового компота… Этот вкус я чувствую во рту до сих пор.

Первый ханукальный светильник
Мои внуки, дети старшего сына, растут в религиозной семье. На Хануку они прислали мне фотографию: на столике перед окном стоят светильники разной формы и размера – у каждого свой. Весёлые огоньки свечей дружно отражаются в оконном стекле, сливаясь в одно яркое пламя.
И я почувствовал, как согревается моё сердце, и тепло растекается по всему телу. Растрогавшись, я вспомнил и свой первый ханукальный светильник.
Дед сам сделал его для меня. Разрезал пополам обычную картофелину, в каждой половинке вырезал ножом выемку и налил туда растительного масла. Из клочка ваты скрутил фитиль, окунул в масло так, что остался торчать только кончик, и поднёс зажжённую спичку. Огонёк проворно побежал по фитилю, и масло сердито зашкворчало, как на раскалённой сковородке, когда бабушка жарила картошку.
– Повторяй за мной! – сказал дед и нахлобучил мне на голову плюшевую тюбетейку. – Барух! Благословен Ты, Господи, Б-же наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и повелел нам зажигать ханукальный светильник…
Эту процедуру дед проделывал восемь дней: разрезал картофелины, менял фитили, наливал масло, и мы зажигали наш светильник. По дому разносился запах горелого масла и жареной картошки.
– Столько картошки испортил! – недовольно ворчала бабушка. – Лучше бы я латки испекла.
Да, настоящий вкус Хануки – это вкус бабушкиных латок-оладий. Я только потом узнал, что в Бессарабии их делают не так, как, например, в Белоруссии. Главное отличие в том, что литваки пекут их из сырой картошки, которую натирают на терке, а у нас – из варёной.
Я наблюдал, как делает бабушка, а когда её не стало, уточнил рецепт у мамы.
Картошку варят в мундире, чистят и толкут, когда остынет.
Отдельно жарят мелко нарезанный лук, смешивают его с растолчённой картошкой. Добавляют яйцо, соль и чёрный перец – по вкусу. И жарят на растительном масле.
Какого размера должны быть оладьи? Тут определённых правил нет, главное, чтобы после первой оладьи хотелось проглотить вторую и так далее…
Так же картофельные оладьи к Хануке пекут моя жена и обе наши невестки. И внуки, дай им Бог здоровья, уплетают за обе щеки, кто бы ни приготовил.
Горите, свечи, горите, дарите миру ваш свет…


Перевод с идиша Исроэла Некрасова
 
KiwaДата: Четверг, 16.09.2021, 00:46 | Сообщение # 389
настоящий друг
Группа: Пользователи
Сообщений: 678
Статус: Offline
Това Коган (Татьяна Шатхина) рассказала, как уезжала в Израиль, почему поменяла имя и как всю жизнь занимается любимым делом, помогая пожилым людям и следуя наставлениям своих бабушек и родителей.

https://esp.md/ru....shkelon
 
РыжикДата: Четверг, 16.09.2021, 15:50 | Сообщение # 390
дружище
Группа: Пользователи
Сообщений: 299
Статус: Offline
знакомое чувство - любовь к родным местам и воспоминания...
спасибо автору!
 
ВСТРЕЧАЕМСЯ ЗДЕСЬ... » Наш город » земляки - БЕЛЬЧАНЕ и просто земляки... ИХ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО » Поговорим за жизнь... (истории, притчи, басни и стихи , найденные на просторах сети)
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz