Город в северной Молдове

Четверг, 24.08.2017, 09:43Hello Гость | RSS
Главная | Поговорим за жизнь... - Страница 11 - ВСТРЕЧАЕМСЯ ЗДЕСЬ... | Регистрация | Вход
Форма входа
Меню сайта
Поиск
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 11 из 24«129101112132324»
ВСТРЕЧАЕМСЯ ЗДЕСЬ... » Наш город » ЗЕМЛЯКИ - БЕЛЬЧАНЕ, ИХ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО » Поговорим за жизнь... (истории, притчи, басни и стихи , найденные на просторах сети)
Поговорим за жизнь...
ПинечкаДата: Пятница, 01.02.2013, 13:02 | Сообщение # 151
мон ами
Группа: Администраторы
Сообщений: 1095
Статус: Online
ВЗЛЁТ И ПАДЕНИЕ Бориса Петухова



Любитель бокса и стихов

Борис Петрович Петухов

Пускай в стихах не дока он,
Зато уж в боксе - чемпион.

-Вот это место..., - с горечью показывая на тёмный асфальт, рассказывает мне, только что приехавшему в Бельцы из Израиля, Изя, -говорят, он сам выбросился из окна седьмого этажа и разбился...
Печальная весть молние облетела всех, кто знал этого безумца, фанатика, воспитавшего целую плеяду боксёров - матеров спорта в захолустном, провинциальном городке Бельцы.
Глядя на облезшую коробку восьмиэтажного здания, на мусорный ящик во дворе, я не мог поверить, что именно здесь оборвалась жизнь одного из моих лучших друзей...
С Борисом я познакомился почти полвека назад. В одно и то же время демобилизовлись из армии и приехали в Бельцы.
Петухов временно поселился в старой гостинице по улице Достоевского и устроился при горсовете тренером по боксу.
Бывший боцман, моряк Черноморского флота, стройный красавец привлекал внимание многих подростков, и они повалили к нему в бывшую церковь, переоборудованную в спортивную школу.
Первыми его воспитанниками были Гарик Цисарь, Лёня Гешеле, Мусик Трахтенберг, Лёня Ройтман, Ваня Чёрный и многие другие...
На одну из первых тренировок пришёл в зал и я. (Женившись на бельцкой красавице, я тоже устраивал молодую жизнь. Как в то время было принято, меня "по блату" определили в ремонтные мастерские подсобным рабочим).
Борис Петрович сразу заметил своего сверстника, чьи боксёрская стойка и резкие удары были точны и определённы.
-Откуда ты такой взялся, Муха?-спросил он, обнажив белые зубы и расширив в улыбке чёрные усы.(боксёры наилегчайших и тяжёлых весовых категорий всегда были в дефиците).
-Приехал из Вильнюса.
-А, понимаю...- положив на моё плечо левую "лапу" и дважды моргнув глазом, утвердительно сказал Борис.-Ты Мачулиса знаешь?!
-Да, до армии тренировался у него полгода.
-Хорошие боксёры в Литве. Прославленные мастера ринга...
-А во время службы был на сборах у Леонида Когана, заслуженного тренера Белоруссии.
-Знаю, он в моём весе выступал, "полутяж" знаменитый. Чемпионом России был в сороковых годах.
О себе Борис Петрович ничего не рассказывал, но ребята знали, что боевые перчатки впервые одел в Томске, что все бои выигрывал нокаутами. О том, что во время службы на флоте занял первое место в военном округе, узнали от Лонгиновой, председателя городского спорткомитета.
Общительный, энергичный тренер работал с утра до ночи. Через его спортивные руки, как сквозь сито просеивались сотни мальчишек. Лучшие из них оставались в секции.
Он также выработал новую тактику боя.
"Инициатива должна быть в ваших руках", говорил Борис, "Вы хозяева ринга. Недаром говорят:умный боксёр. Во время боя надо уметь не только наносить удары, но и правильно мыслить, не убегать в угол, а вгонять в него противника", учил Петухов.
Сам он продолжал учиться в физкультурном институте и во время зимних сессий оставлял своих лучших перворазрядников вместо себя.
За физподготовку отвечали Цисарь и Гешеле, а руководство тренировками он поручал мне. Впоследствии мы стали тренерами Спортивной школы молодёжи.
В середине 60-х Борис Петрович получил звание Заслуженного тренера Молдавии, а Гешеле, Цисарь и Трахтенберг получили звание "Мастер спорта".
На всех республиканских соревнованиях бельцкие боксёры занимали первые и вторые места...
За Петуховым числится и ещё одно немаловажное начинание: Борис Петрович впервые создал добровольные дружины из своих ребят, которые следили за порядком в городе.
Он был строгим воспитателем, но в тоже время задушевным человеком. Его боялись и любили. Он требовал и великодушно помогал. Самые отъявленные хулиганы перевоспитывались у него в секциях...
Однажды военный патруль задержал Цисаря(он был в то время молодым солдатом), и за нарушение формы его посадили на гаупвахту. Пришлось выручать.
Борис пошёл к военкому и добился осовобождения Гарика.
Не зря спортсмены называли его "отцом"...
Как-то Леонид Гешеле пригласил на новоселье Петухова и меня с женой, он получил квартиру на восьмом квартале.
Борис тогда изрядно выпил, перворачивая стакан за стаканом, но крепко держался на ногах. Домой решили идти пешком.
Это было во втором часу ночи.
Мы шли по ухабистой дороге через пустырь, навстречу, освещая фарами пространство, приближались две машины. Первая резко затормозила в двадцати метрах от нас. Вмиг распахнулись дверцы белой "Волги". Четверо парней выскочили из неё. Вторая машина остановилась сзади.
"Грабители"- решил Петухов и скомандовал:
-Люба, убегай в сторону, а ты, мухач, за мной!
Похожий на глыбу, он шёл своей твёрдой походкой, переваливая груз тела с одной ноги на другую, готовый нанести молниеносный удар. Боевая четвёрка стояла у машины не двигаясь. Они поджидали свою жертву и о чём-то тихо преговаривались между собой...
-Ребята, это же Борис Петрович!
-А вы что здесь делаете по ночам?!
-Гульнули в городе, теперь едем на квартал. Вот вас увидели и остановились...
Хотите, подвезём домой? Развернись, Петька, подбрось тренера на улицу Ленинградскую!
-Залезайте, - открыв дверцы красной машины, сказал Петухов подошедшей и перепуганной Любе, - не бойся, родная, я поеду с вами...
Вылезая из машины, Борис Петрович сказал:
-Передай моё почтение "Быку". Мне его ночные прогулки с "Одессы" по Бельцам не по вкусу... Пусть он завтра зайдёт к Цисарю...
-Хорошо, Борис Петрович, передам. А вам куда надо?!-обратился он к Любе.
-Не надо, спасибо, мы тоже выйдем, живём рядом. Прощайте...- испуганным голосом сказала Люба и стала выходить из машины...
Весть о том, что в Бельцах готовятся проводить Всесоюзные соревнования по боксу, облетела всю страну. Многие не слышали об этом городе, но зато самые лучшие, заслуженные боксёры России и Европы Николай Королёв и братья Степановы приехали в гости к тренеру-педагогу Борису Петухову.
Они вместе делились опытом работы, опорожняя за вечер по несколько бутылок превосходного молдавского вина.

Петухов был не только тренером, он был поэтом, прозаиком, журналистом. Его стихи, рассказы и статьи часто появлялись в периодической печати. Он был принят в Союз журналистов CCCP.
В литературном объединении "Коммунист" он, вместе с Сергеем Храмовым, возглавлял кружок начинающих литераторов. Через эту творческую кухню прошли многие любители поэзии и прозы: Сергей Сиволобов, Григорий Коршак, Владимир Марфин, Александр Сойфер, Зиси Вейцман, Симон Дубовиков, Роза Бланк и многие другие.
Я тоже регулярно посещал литобъединение с 1957 года...
Шестнадцать лет, до самого отъезда в Израиль мы были неразлучны с Борисом Петровичем.
Петухов даже не подозревал, что, в некотором роде виновником репатриации нашей семьи явился он сам...
В 1972 году Борис вернулся из Мюнхена, где проводились Олимпийские игры.
Это было вершиной его спортивной карьеры - он представлял на этом всемирном форуме Россию.
Там он и был свидетелем убийства палестинскими террористами израильских спортсменов. Петухов привёз немецкую газету с фотографиями убитых и израильскую монету, лиру... и передал её мне.
До сих пор храню я и мюнхенский сувенир: боксёрские перчатки, подаренные Борисом. Они напоминают мне обо всём, что было связано с этим незаурядным человеком...
Решение об отъезде в Израиль было принято в то же самое время и первым об этом узнал Борис Петрович:
-До последней простыни всё отдам, только не уезжай - вырвалось у него.
-Нет, не могу...Решение окончательное и бесповоротное, -ответил я.
После всех переживаний, притеснений, увольнений и собраний, нас, наконец-то вызвали в ОВИР...
Разрешение на выезд было выдано в день смерти матери Любы...
Какая ирония судьбы! Бедная старушка"! Молилась, просила Б-га и не дожила до этого счастливого дня....
Мы ехали поездом с Северного вокзала до пограничной станции Унгены, где находилась таможня.
Нас было четверо и столько же провожающих: Мойше-родной брат Любы, Борис-до гроба преданный друг, Изя, мальчик, влюблённый в дочь Нонну, и Сойфер, мой детдомовский собрат.
В то время провожать "предателей" осмеливались только мужественные люди и настоящие друзья.

Отъезд

Длинные тени упали у ног,
Ветер спустился с крыши...
Мы покидаем любимый порог.
Так повелел Всевышний.

Город, где юность бурлила в крови,
Тьмою покрылся навеки.
Пыльные улицы пьяно кривы,
Ставни закрыты, как веки.

Мы уезжаем сегодня в ночи,
Молясь, надеясь и плача...
Пусть догорает огарок свечи
И принесёт нам удачу!

Стихотворение "ДРУГУ", которое я посвятил Борису Петухову, было напечатано в маленьком сборнике "Признание". Бельчанин Григорий Блехер рассказывал, что когда Борис его прочитал, он заплакал как ребёнок...
К тому времени Петухов совсем сдал. Нервы подкосили.
Не доверял больше никому. Стал замкнутым. Одиноким...
Его трагический конец до сих пор волнует многочисленных учеников и друзей, разбросанных по всему свету.

Другу

Он не погас, пылающий костёр,
Не стёрты временем воспоминания.
Я помню в парке тихий разговор,
И в поезде поспешное прощание.

Шестнадцать лет уж минуло с тех пор.
Да, годы безвозвратно пролетели...
Уехал я, покинув старый двор,
И песни те, которых не допели.

Всю жизнь мою я поделил на части,
И треть её принадлежит тебе.
Поверь, я был бы на вершине счастья,
Чтоб возвратить тебя к моей судьбе.

Давид Озурас
 
ПримерчикДата: Пятница, 01.02.2013, 16:03 | Сообщение # 152
дружище
Группа: Друзья
Сообщений: 410
Статус: Offline
прекрасный памятник спортсмену и человеку!

а вот ещё стихотворение нашего земляка:

Борису Петухову

…Глыба, качаясь по площади
в темно-сером пальто под шляпой,
узнаваемый прохожими
мне руку пожимает лапой.

Так было и больше не будет…
Лишь в памяти скорбной осталось
она никогда не забудет
до смерти подробную малость.

Я стоял во дворе под окном,
прислонившись к акации белой,
где недавно в мгновенье одно
огромное рухнуло тело…

Тренер, боксер, и поэт!
(Ох, как жаль, что все это было)…
Его гибель оставила след –
и сердце мое не зажило.

Давид Озурас
Кирият-Ям.

...говорят в прошлом году в ежегодных соревнованиях боксёров памяти Бориса Петухова в Бельцах принимал участие его внук Борис Петухов, и выступил достойно.


Сообщение отредактировал Примерчик - Пятница, 01.02.2013, 16:05
 
papyuraДата: Воскресенье, 17.02.2013, 08:49 | Сообщение # 153
мон ами
Группа: Администраторы
Сообщений: 1039
Статус: Offline
НА КВАРТАЛЕ

Нас, мальчиков и девочек города Бельцы, чьё детство прошло между 60-70 годами прошлого уже, 20-го века, навсегда сплотила принадлежность к "квартальному" братству.
Сегодня, когда границы мира раздвинулись, и стало просто съездить в район, скажем, Кишинёвского моста, да и в сам Кишинёв, а то и в Стамбул или Москву, с трудом понимается та замкнутая,
"деревенская"жизнь на том маленьком кусочке нашего города, который назывался кварталом.
Нашей "малой родины" уже нет, то есть дома ещё стоят, но нет уже тех людей и того колорита, в котором мы жили, дружили, влюблялись и враждовали.
Как выразить то тёплое чувство, ту массу подробностей и нюансов, которые бы слились в одну маленькую, но милую картинку, передающую со всей яркостью и сочностью наше тогдашнее житьё-бытьё?!
В конце 50-х - начале 60-х годов во всех городах и весях Советского Союза началось грандиозное жилищное строительство. Города и местечки стали стремительно застраиваться новыми четырёх- и пятиэтажными домами.
Сегодня их пренебрежительно называют "хрущобами", а тогда... тысячи семей, до того ютившихся по общежитиям, чужим углам и в тесных временных бараках, с радостью и благодарностью перебирались в эти дома.
Маленькая кухня - это же понимать надо! - кухня, а не примус или керосинка в общем коридоре, где наши мамы на корточках варили обеды своим чадам.
Маленькая прихожая? Не было в наших квартирах прихожих. Не было! А был коридор!
Не общий, а свой, собственный, где спокойно и с достоинством вешали наши мамы и папы верхнюю одежду, придя с работы.
Простите, отвлёкся...
Так вот, и в нашем городе, повинуясь всесоюзному ветру перемен, за несколько лет возникли жилые микрорайоны. Тогда их называли просто кварталами, и это название так за ними и осталось. Посмотрите сегодня на таблички маршрутных автобусов-троллейбусов, где нет-нет, да и мелькнёт 8-й квартал, 5-й квартал, 6-й, 7-й, 9-й, 10-й...
Эти кварталы были и есть, и коренной бельчанин, уточняя что-нибудь, небрежно скажет: "это же на девятке"!
И всем сразу становится понятно, что это на девятом квартале...
Задумано и осуществлено было строительство с размахом. Предствьте себе, что уже тогда, в начале шестидесятых, на окраине города, в окружении маленьких глинобитных домиков частной застройки, вырос квартал из девяти исполинов - четырёхэтажных домов.
Да ещё с полной инфраструктурой! В центре квартала своя котельная, которая даёт тепло не только в дома, но и в "свои" детский садик, трёхэтажный магазин, кафе-столовую, которую жители квартала гордо называли рестораном, всевозможные мастерские по пошиву, ремонту, в парикмахерскую, фотоателье и т.д...
Самые отчётливые воспоминания - это воспоминания детства, поэтому, наверное так ярко запечатлелись, густо облепленные, как будто в метель, белыми ночными бабочками лампочки у подъездов.
На лавочке наши мамы. Душный летний вечер. Вся работа переделана, и они, чинно восседая на этих "парламентских скамьях", не спеша, делятся своими бедами и радостями, вперемежку с рецептами варений и маринадов.
Меж домами, у столба с фонарём уличного освещения, смех и громкие голоса мужчин - допоздна они там "забивают козла".
А мы, детвора, в мокрых от пота майках и трусиках, бегаем по кустам, играя в прятки и казаков-разбойников.
И приторный запах маттиолы...
Квартал жил открыто и сообща, "по-деревенски". Практически любой, поднимаясь по лестнице в подъезде, мог с уверенностьюсказать, что и в какой квартире готовилось на обед, потому что все двери были открыты настежь: сквознячком проветривалось нагретое за день жильё.
Кто знал, что такое кондиционер?
Достоянием всеобщего внимания были не только меню обедов в каждой квартире, но и все остальные большие и маленькие новости дома и квартала...
Открытая жизнь, открытые двери... Им, нашим родителям, нечего было скрывать. Может быть, поэтому они были так открыты и дружелюбны?!
О жизни "на кварталах", о причудливых сплетениях судеб людей, их населявших, можно рассказывать бесконечно. "Одних уж нет, а те далече..."
И пусть мы уже выросли и полысели, но наше детсво там!..

А. Юрьев
 
МарципанчикДата: Вторник, 26.02.2013, 14:38 | Сообщение # 154
дружище
Группа: Пользователи
Сообщений: 356
Статус: Offline

разбросало нас по миру, но сохраняем мы виртуальный образ родного города ... дабы было где воспоминания складывать, "я так думаю!.."
 
ГостьДата: Среда, 27.02.2013, 14:33 | Сообщение # 155
Группа: Гости





это правда-город детства сохраняется в сердце навсегда.
 
shutnikДата: Четверг, 14.03.2013, 16:44 | Сообщение # 156
дружище
Группа: Друзья
Сообщений: 393
Статус: Offline
...ещё об одном талантливом земляке, знакомьтесь:  Бекет Борис Ильич – актер театра и кино.
Родился 7 февраля 1953 года в селе Вадул Лека Теленештского района Молдавии.
Окончил актерский факультет Кишиневского института искусств в 1975.

Работал актером Бельцкого драматического театра им. В. Александри.

В кино дебютировал в 1983 году на «Молдова-филм».

Ныне является одним из создателей независимой студии «Медия СДВ»...

http://nm.md/daily/article/2013/02/08/0401.html
 
ВиночерпийДата: Пятница, 15.03.2013, 08:54 | Сообщение # 157
Группа: Гости





интересная судьба у актёра и жизнь сложилась неплохо.

талант - он и есть талант!
 
СтэфДата: Вторник, 02.04.2013, 07:07 | Сообщение # 158
Группа: Гости





ПОЛУСТАНОК

здравствуй, мое одиночество
как ты не сбилось с пути?
всё ты без имени – отчества
и без друзей, и родни?

свет полустанка таинственный
рельсовый проблеск луны
я ль у тебя, что – единственный?
глянь, сколь тобою больны!

ты так похожа на бледную
ту, что со смертной косой
разница в том, что ты вредная
та же – ведет на покой

так и стоит непролазное
сети свои распустив
где ты моя сероглазая?
руку во тьме протяни

эти края одиночества
глухо – зови не зови
мне не пройти без пророчицы
и без надежды любви

БЕЛЫЙ ВОРОН

белый ворон – знак особый –
оригами снов и грез
из какой возник утробы?
ветер, что ль, тебя принес?

он идет от стаи к стае
ослепительно красив
языков не понимает
слов своих не проронив

как тебе, скажи, живется
в нашем мире бренных слов?
ты похож на иноходца
из каких-то детских снов

ты скажи мне, что ты ищешь
в отолпевшем мире зла?
жил бы ты себе на крыше
из небесного стекла

что тебе сия планета
слез и жадности юдоль?
судия тебе на свете
каждый, кто чуть-чуть король

..................................................

и живет он – белый ворон
чуть похожий на ворон...
что сказать мне – мир не полон
без таких чудных, как он

ПОЭТА ПОСЛЕДНИЕ НОЧИ

ночь, тишина неживая
маятник сердца стучит
осень свою провожая
в тающем свете свечи

и тишину не измерить
нет для нее величин
жизнь – бесконечность потери
следствий, надежд и причин

в белом уже не возникнет
та, что была без причуд
ах, как же хочется крикнуть
чтобы подали свечу

эта кушетка у двери
столик, скатерка, ночник
льющийся свет на портьере
Бог весть откуда возник

и не подняться насильно
не написать и строку
и медицинский поильник
с носиком в белом боку
 
sINNAДата: Среда, 03.04.2013, 21:04 | Сообщение # 159
дружище
Группа: Пользователи
Сообщений: 432
Статус: Offline
Прекрасные    стихи,  Стэф!!!  

Спасибо  тебе!
 
ГостьДата: Пятница, 05.04.2013, 05:27 | Сообщение # 160
Группа: Гости





blesk!
 
sINNAДата: Четверг, 11.04.2013, 10:19 | Сообщение # 161
дружище
Группа: Пользователи
Сообщений: 432
Статус: Offline
Это  стихотворение   я  написала    для  конкурса     о      литературном   персонаже...

БАБУШКА

Её  душа  светла, печальна..
А  жизнь…  Как  жизнь  была  трудна!
Она  покрыта  мраком  тайны …
Как  редко  в  ней  была  весна…

Бывает  утром,  лишь  забрезжит
рассвет  неясный  вдалеке –
она  встаёт.  И  вновь,  как  прежде
за  дверь  выходит  налегке.

И  оглядит,  как  прежде  дали,
слегка  прищурив  зоркий  глаз:
–  Придёт  ли  он?..  Да нет, едва ли.
Ведь  всё  давно  прошло  у  нас…

Вздохнёт  протяжно.  И  натужно
закашлявшись, поправив  прядь,
припомнит,  что  ей  очень  нужно
Куда-то  по  делам  слетать…

И пристегнув  покрепче  ногу-
Эх,  не  порвался  бы  ремень! –
залезет  в  ступу  понемногу…
И  начинает  новый  день!

И  на  душе  печально,  смутно.
И  костяная  жмёт  нога…
И  улетает  хмурым   утром
Седая  бабушка  Яга…


Сообщение отредактировал sINNA - Четверг, 11.04.2013, 10:21
 
FireflyДата: Четверг, 11.04.2013, 11:31 | Сообщение # 162
Группа: Гости





ай да Инна!
вот так "бабушка"... неожиданно и, я бы сказал, задорно!
 
papyuraДата: Четверг, 11.04.2013, 17:00 | Сообщение # 163
мон ами
Группа: Администраторы
Сообщений: 1039
Статус: Offline
а что, действительно оригинально!
 
sINNAДата: Среда, 17.04.2013, 09:07 | Сообщение # 164
дружище
Группа: Пользователи
Сообщений: 432
Статус: Offline
Ещё  одно  стихотворение,  написанное  для  конкурса.

ОДА  СТОЛБУ

(
Ироническое)

О, высокий,  фонарный  столб!
Как ты строен и как прекрасен!
Сколько ярких навеял снов !
Хоть из дерева ты. И безгласен…

Величава была голова,
Окаймлённая нимбом из мошек!
Далеко разнеслася молва,
Что ты добр. И какой хороший!

Ты прохожих, о добрый столб,
Привечал в своём круге света….
Не один тобой встреченный лоб
До сих пор вспоминает это…

А когда этот свет пропал,
Осыпаясь осколками жалко -
Ты роптать на судьбу не стал ,
И простил всё разбившую палку…

О, высокий фонарный столб!
Как судьба нами страшно играет!
Покосившийся твой остов
Палка старая подпирает….


Сообщение отредактировал sINNA - Среда, 17.04.2013, 09:08
 
отец ФёдорДата: Вторник, 23.04.2013, 12:02 | Сообщение # 165
Группа: Гости





Шикарный Шико

Как-то у армянского радио спросили, почему в СССР нет папуасского эстрадного оркестра, ведь имеются же грузинский, молдавский, литовский, белорусский и прочие... Ответ был следующий: "Какой еврей станет себе пробивать дырку в носу, чтобы продеть туда кольцо...".

... Радиоточка, висевшая на стене в виде черной тарелки, а позже - сменивший ее коричневый пластмассовый ящичек, служила непременным атрибутом моего бельцкого детства и отрочества, выпавших на пятидесятые и начало шестидесятых годов. Тогдашнее достижение техники транслировало по проводам передачи из Москвы, чаще же по ним шло республиканское вещание из Кишинева, и я заслушивался музыкальными программами Молдавского радио. Вот тогда-то я впервые услышал грустные, лирические мелодии Шико Аранова.
"Если любишь ты, если веришь ты...", "Теперь скажи мне, чья вина", "Твои глаза", "Аурика" - эти песни, как и другие его произведения в стиле танго в великолепном исполнении Ефима Бэлцану, чья настоящая фамилия, как оказалось, была Вайсман, а также Рудольфа (Рувина) Капланского, надолго стали шлягерами. А какие поэты писали стихи к его песням (именно стихи, а не тексты): Аурелиу Бусуйок, Эмиль Радов, Ефим Чунту (Кримерман - наш, бельцкий...).

С какой радостью ходили мы, подростки, на концерты оркестра Шико Аранова, проходившие, как правило, в старом Доме культуры, хотя зрительный зал городского театра был гораздо вместительней, но местные власти считали неподобающим делом предоставлять эстрадникам, пусть и заслуженным, сцену, на которой ставились спектакли мировых и советских классиков. Его мелодии и песни были для нас глотком свободы и казались привнесенными из неведомого западного мира. Поражали не только песни и оркестровки, но и театрализованные танцы.

А он и впрямь был из незнакомого, ушедшего мира. Родился Шико Аранович 23 апреля 1905 года на самом юге Бессарабии в старинном селе Татарбунары Аккерманского уезда, известном в прошлые века набегами турок и крымских татар (отсюда и название), отошедшем с приходом «советов» в 1940 году от королевской Румынии к Одесской области Украины. Исторические хроники рассказывают, что в пору своих ссыльных бессарабских скитаний, хоть и ненадолго, это село почтил своим присутствием сам Александр Сергеевич Пушкин. Но это так, к слову.

В детстве Шико обучался игре на бас-геликоне (вид духового инструмента), учился в реальном училище, затем - в Кишиневской консерватории по классу валторны. Дальше - служба в румынской армии, после демобилизации в 1930 году поступил в Бухарестскую королевскую академию музыкального и драматического искусства. Надо было зарабатывать на жизнь, и он одновременно с учебой руководил оркестрами в нескольких кинотеатрах Бухареста. Летом 1940 года, незадолго до возвращения в Бессарабию Шико Аранов женился на бухарестской красавице Сидонии Шварц из богатой еврейской семьи.

В том же году, с присоединением Бессарабии к СССР, Аранов вернулся в Кишинев, где выступал в составе эстрадного оркестра под управлением кларнетиста Шарля Брейтбурда в кинотеатре "Орфеум". Через короткое время этот музыкальный ансамбль перевели в только что созданную госфилармонию, переименовали в "Молдгосджаз" и его художественным руководителем назначили Шико Аранова.

С началом боевых действий оркестр был эвакуирован в Среднюю Азию, но до самой победы выезжал на участки фронтов, где выступал с программами, состоящими из военно-патриотических произведений и молдавских народных песен, однако второе отделение концерта всегда было предоставлено джазу. При оркестре была собственная хореографическая группа, исполнявшая наряду с народными танцами аргентинское танго и степ.

После войны оркестр был расформирован, начались гонения на этот "космополитский" жанр музыкального искусства. Убийственные формулы типа "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст", "От саксофона до ножа - один шаг" прочно врезались в память поколения той эпохи, и отбивали у многих желание заниматься этой музыкой. Целое десятилетие Аранов руководил государственным ансамблем молдавского народного танца "Жок", с которым в конце 50-х ездил в Бухарест на Всемирный фестиваль молодежи и стал лауреатом, возглавлял оркестр республиканского радио и телевидения.

Но Шико Аранов остался верен себе: не маскируясь под обычную эстраду, тогда же, в конце 50-х, он создал джаз-оркестр "Букурия" ("Радость"), который полностью соответствовал своему названию, даря людям хорошее настроение, тепло и свет в душе.


За дирижерским пультом – Шико Аранов. Фото: Ion Chibzii

Музыкальный коллектив Шико Аранова (до самой кончины его организатора в 1969 году) воплощал собой типичный биг-бэнд и специализировался на свинге. Помимо композиций самого Аранова, оркестр исполнял вошедшие в джазовую классику номера Луи Армстронга, Гленна Миллера, Джорджа Гершвина.
Кстати, именно в оркестре Аранова прозвучали первые произведения ставшего вскоре знаменитым Евгения Доги. Музыкальным руководителем оркестра долгое время был тенор-саксофонист и скрипач Гарри Ширман, с которым Аранов играл еще в молодые годы в Бухаресте.

Лицом оркестра был, конечно же, обожаемый публикой Рудольф (Рувин) Капланский, в чьем неповторимом, специфическом голосе, даже когда он пел по-русски, звучал родной бессарабский акцент. Выступали в оркестре и популярные в республике пианист и композитор Давид Федов (Фейдман), уже упомянутый Ефим Бэлцану, трубач Моисей Гольдман, скрипач Наум Лозник и другие известные певцы и музыканты. Маэстро Шико Аранову, композитору и дирижеру, повезло: он творил джаз, и за это слушатели, особенно молодежь, преданно любили его - и в родной Молдове, и на дальних меридианах.

Когда-то в солнечной, сказочной Молдавии водилось хорошее вино, которое называлось по имени сорта винограда: "Изабелла". Его любили не только исконные жители республики, но и заезжие гости. У этого вина, правда, было особенное свойство: при долгом хранении в бутылке появлялся осадок. От музыки, которую творил маэстро Аранов, в душе всегда оставался добрый осадок света и тепла, ведь он дарил людям хорошее настроение и иллюзию счастья...

Зиси Вейцман, Беэр-Шева

http://www.youtube.com/watch?v=5hTX6tfTLPM
Если любишь ты
муз.Ш.Аранова, сл. Л.Деляну - Г.Ходосова, исп.Р.Капланский
Джаз-оркестр Букурия
рук.Ш.Аранов, дир.Г.Ширман
запись 1958 года

"Оркестр Аранова" во всех его воплощениях являл собой типичный биг-бэнд и специализировался на свинге. Аранов - фактически основоположник молдавской эстрадной оркестровой музыки.
Автор 12 фантазий для эстрадного оркестра, музыки к хореографическим сценам, к кинофильмам "Ляна" и "Молдавские напевы" киностудии "Молдова"; он также создал многочисленные джазовые обработки молдавских, еврейских и русских народных песен.
 
ВСТРЕЧАЕМСЯ ЗДЕСЬ... » Наш город » ЗЕМЛЯКИ - БЕЛЬЧАНЕ, ИХ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО » Поговорим за жизнь... (истории, притчи, басни и стихи , найденные на просторах сети)
Страница 11 из 24«129101112132324»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz