"... правление Литературного Фонда СССР извещает о смерти писателя, члена Литфонда, Бориса Леонидовича Пастернака, последовавшей 30 мая сего года, на 71-ом году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни, и выражает соболезнование семье покойного". (Единственное, появившееся в газетах, вернее, в одной - "Литературной газете", - сообщение о смерти Б.Л.Пастернака)
Разобрали венки на веники, На полчасика погрустнели... Как гордимся мы, современники, Что он умер в своей постели! И терзали Шопена лабухи, И торжественно шло прощанье... Он не мылил петли в Елабуге И с ума не сходил в Сучане! Даже киевские письмэнники На поминки его поспели. Как гордимся мы, современники, Что он умер в своей постели!..
И не то чтобы с чем-то зá сорок — Ровно семьдесят, возраст смертный. И не просто какой-то пасынок — Член Литфонда, усопший сметный! Ах, осыпались лапы ёлочьи, Отзвенели его метели... До чего ж мы гордимся, сволочи, Что он умер в своей постели!
"Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела..."
Нет, никакая не свеча — Горела люстра! Очки на морде палача Сверкали шустро!
А зал зевал, а зал скучал — Мели, Емеля! Ведь не в тюрьму и не в Сучан, Не к высшей мере!
И не к терновому венцу Колесованьем, А как поленом по лицу — Голосованьем!
И кто-то, спьяну, вопрошал: — За что? Кого там? И кто-то жрал, и кто-то ржал Над анекдотом...
Мы не забудем этот смех И эту скуку! Мы — поименно! — вспомним всех, Кто поднял руку!..
"Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку..."
Вот и смолкли клевета и споры, Словно взят у вечности отгул... А над гробом встали мародёры И несут почётный ка-ра-ул!
Дата: Суббота, 03.04.2021, 14:58 | Сообщение # 348
дружище
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Статус: Offline
Мне с отчимом невесело жилось, Всё ж он меня растил -И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слёг и тихо умирал, -Рассказывает мать, -День ото дня Всё чаще вспоминал меня и ждал: "Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!"
Бездомной бабушке в селе родном Я говорил: мол, так её люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом, Много обещал... В блокаде ленинградской старика От смерти б спас, Да на день опоздал, И дня того не возвратят века.
Теперь прошёл я тысячи дорог -Купить воз хлеба, дом срубить бы мог. Нет отчима, И бабка умерла... Спешите делать добрые дела!
А. Яшин, 1958 год
==========
сто часов счастья
Сто часов счастья… Разве этого мало? Я его, как песок золотой, намывала, собирала любовно, неутомимо, по крупице, по капле, по искре, по блёстке, создавала его из тумана и дыма, принимала в подарок от каждой звезды и берёзки… Сколько дней проводила за счастьем в погоне на продрогшем перроне, в гремящем вагоне, в час отлёта его настигала на аэродроме, обнимала его, согревала в нетопленном доме. Ворожила над ним, колдовала… Случалось, бывало, что из горького горя я счастье своё добывала. Это зря говорится, что надо счастливой родиться. Нужно только, чтоб сердце не стыдилось над счастьем трудиться, чтобы не было сердце лениво, спесиво, чтоб за малую малость оно говорило «спасибо». Сто часов счастья, чистейшего, без обмана. Сто часов счастья! Разве этого мало?
Вероника Тушнова, 1962 г. ----------- Это стихотворение появилось от горькой любви двух поэтов Вероники Тушновой и Александра Яшина, о которой написаны десятки статей...
Дата: Понедельник, 03.05.2021, 10:39 | Сообщение # 350
дружище
Группа: Пользователи
Сообщений: 339
Статус: Offline
Евгений Евтушенко. "Наследники Сталина" (1961)
Стихотворение было опубликовано 21 октября 1962-го года - в «главной» газете страны «Правде». Публикация произвела эффект разорвавшейся бомбы. Наряду с восторженными откликами, в редакцию посыпались протесты, в основном, от ветеранов — «Кто дал право Евтушенко говорить от нашего имени? Куда смотрел главный редактор»? Несмотря на изменившиеся времена, напечатать подобные стихи — даже не в «Правде», а в любом из «толстых» журналов — было почти невозможно.
Прочитав «Наследников», редактор «Нового мира» Александр Твардовский посоветовал Евтушенко: «Спрячьте-ка лучше вашу антисоветчину в дальний ящик стола и никому не показывайте…». Поэт нашел выход: он прочитал стихи на своём очередном творческом вечере. Записанные с голоса, «Наследники» пошли «в народ» в виде машинописных копий. «На всякий случай» Евтушенко послал также своё произведение референту Н.С. Хрущева по вопросам культуры В.С. Лебедеву. Тот, улучив момент, показал стихи своему могущественному (как оказалось — до поры, до времени) – шефу…
В следующий раз «Наследников Сталина» «официально» напечатают… через 26 лет — в годы горбачёвской перестройки. Существуют разные варианты этого стихотворения. Ниже воспроизведена его первоначальная версия — из газеты «Правда».
Безмолвствовал мрамор. Безмолвно мерцало стекло. Безмолвно стоял караул, на ветру бронзовея. А гроб чуть дымился. Дыханье сквозь щели текло, Когда выносили его из дверей Мавзолея.
Гроб медленно плыл, задевая краями штыки. Он тоже безмолвным был — тоже! Но — грозно безмолвным. Угрюмо сжимая набальзамированные кулаки, В нём к щели приник человек, притворившийся мёртвым.
Хотел он запомнить всех тех, кто его выносил — Рязанских и курских молоденьких новобранцев, Чтоб как-нибудь после набраться для вылазки сил, И встать из земли, и до них, неразумных, добраться.
Он что-то задумал. Он лишь отдохнуть прикорнул. И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою: Удвоить, утроить у этой плиты караул, Чтоб Сталин не встал, и со Сталиным — прошлое.
Я речь не о том сокровенном и доблестном прошлом веду, Где были Турксиб и Магнитка и флаг над Берлином. Я в случае данном под прошлым имею в виду Забвенье о благе народа, наветы, аресты безвинных.
Мы сеяли честно. Мы честно варили металл, И честно шагали мы, строясь в солдатские цепи. А он нас — боялся. Он, веря в великую цель, не считал, Что средства должны быть достойны величия цели.
Он был дальновиден. В законах борьбы умудрён, Наследников многих на шаре земном он оставил. Мне чудится, будто поставлен в гробу телефон. Энверу Ходжа сообщает свои указания Сталин.
Куда ещё тянется провод из гроба того? Нет, Сталин не сдался. Считает он смерть поправимостью. Мы вынесли из Мавзолея его. Но как из наследников Сталина — Сталина вынести?
Иные наследники розы в отставке стригут, А втайне считают, что временна эта отставка. Иные и Сталина даже ругают с трибун, А сами ночами тоскуют о времени старом.
Наследников Сталина, видно, сегодня не зря Хватают инфаркты. Им, бывшим когда-то опорами, Не нравится время, в котором пусты лагеря, А залы, где слушают люди стихи, переполнены.
Велела не быть успокоенным Партия мне. Пусть кто-то твердит: «Успокойся...» — спокойным я быть не сумею. Покуда наследники Сталина есть на земле, Мне будет казаться, что Сталин ещё в Мавзолее.
Дата: Суббота, 26.06.2021, 18:05 | Сообщение # 354
добрый друг
Группа: Пользователи
Сообщений: 145
Статус: Offline
Старательский вальсок
Мы давно называемся взрослыми, И не платим мальчишеству дань, И за кладом на сказочном острове Не стремимся мы в дальнюю даль. Ни в пустыню, ни к полюсу холода, Ни на катере... к этакой матери. Но поскольку молчание - золото. То и мы, безусловно, старатели.
Промолчи - попадёшь в богачи! Промолчи, промолчи, промолчи!
И не веря ни сердцу, ни разуму, Для надёжности спрятав глаза, Сколько раз мы молчали по-разному, Но не против, конечно, а за! Где теперь крикуны и печальники? Отшумели и сгинули смолоду... А молчальники вышли в начальники. Потому что молчание - золото.
Промолчи - попадешь в первачи! Промолчи, промолчи, промолчи!
И теперь, когда стали мы первыми, Нас заела речей маята. Но под всеми словесными перлами Проступает пятном немота. Пусть другие кричат от отчаянья, От обиды, от боли, от голода! Мы-то знаем - доходней молчание, Потому что молчание - золото!
Вот как просто попасть в богачи, Вот как просто попасть в первачи, Вот как просто попасть - в палачи: Промолчи, промолчи, промолчи!
Дата: Понедельник, 28.06.2021, 01:39 | Сообщение # 355
Группа: Гости
Стихотворение «Прощание», написанное поэтессой Беллой Ахмадулиной, очень личное. Как известно, в 1958 году бурный роман тогда ещё только начинающих поэтов Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной увенчался браком. Друзья и коллеги вспоминают этот яркий, полный страсти, нежности и обожания союз двух дарований. Однако, спустя всего три года супруги расстались.... Причиной этого стала драма, обернувшаяся бездонной пропастью в их отношениях, а вовсе не пресловутая лодка, разбившаяся о быт.
Белла мечтала о ребёнке. Известие о том, что вскоре они станут родителями, застигло молодого Евтушенко, который считал, что он пока не выбрался из юношеского возраста, врасплох. Позже он вспоминал: "Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе. …Мы не поссорились. Наша любовь не умерла — она перестала быть…" Это было в 1960 году. Тогда же были написаны и эти строки:
ПРОЩАНИЕ
А напоследок я скажу: Прощай, любить не обязуйся. С ума схожу. Иль восхожу К высокой степени безумства.
Как ты любил? — ты пригубил Погибели. Не в этом дело. Как ты любил? — ты погубил, Но погубил так неумело.
Жестокость промаха… О, нет Тебе прощенья. Живо тело И бродит, видит белый свет, Но тело моё опустело.
Работу малую висок Ещё вершит. Но пали руки, И стайкою, наискосок, Уходят запахи и звуки.