замечательный материал, спасибо! оказывается мы с героем не только земляки, но и ходили по одним и тем же улицам, работали на одном и том же заводе (правда с "интервалом" в полтора-два года) и жили почти рядом...
Дата: Воскресенье, 01.03.2020, 05:04 | Сообщение # 364
добрый друг
Группа: Пользователи
Сообщений: 170
Статус: Offline
Семён Мильштейн ― трубач, педагог, руководитель эстрадного оркестра «Данс-ленд». Родился 19 января 1960 г. в Бельцах в семье врача Петра Вольфовича Мильштейна и инженера Зинаиды Моисеевны Мильштейн. Детство провёл в Одессе, где шесть лет посещал музыкальную школу. На вопрос «Почему именно труба?» в одном из интервью он сказал: «Наверное, это случайность. Увидел передачу «Музыкальный киоск», в которой блестяще выступал известный трубач Тимофей Докшицер... Кстати, в будущем, когда я поступил в Российскую Академию музыки имени Гнесиных, он стал моим педагогом». В Академии им. Гнесиных по классу трубы учился с 1978 по 1983 гг. Некоторое время был солистом оркестра штаба Московского военного округа, а затем — оркестра Военно-воздушной академии имени Гагарина. С 1987 по 2005 гг. был концертмейстером Отдельного показательного оркестра Министерства обороны Российской Федерации. В 2005 году Мильштейн стал руководителем и дирижёром джазового оркестра «Данс-Ленд» и преподавал в Детской музыкальной школе имени Гнесиных. Его называли «золотой трубой России», хотя сам маэстро признавался, что сей титул его несколько коробит: «К чему этот пафос? Хоть я и польщён»... Семён Мильштейн умер 28 июля 2018 г.
Дата: Воскресенье, 29.03.2020, 02:59 | Сообщение # 366
дружище
Группа: Пользователи
Сообщений: 312
Статус: Offline
Вилен СЛЮСАРЕВСКИЙ – патриарх и основатель бельцкой гимнастической школы
ВЕСЁЛЫЙ НРАВ и добрые дела Вилена Аркадьевича Слюсаревского (1926–2007) хорошо знакомы бельчанам среднего и старшего поколений. Это был человек, который основал в нашем городе спортивную гимнастику.
Он родился в Одессе, в молодой и жизнерадостной семье активистов еврейской комсомольской коммуны. Родители дали мальчику благозвучное имя Вилен (для юных читателей поясню: ВИЛен – это аббревиатура от «Владимир Ильич Ленин»), что вполне в духе того времени. Легенда гласит удивительное: «самый бельцкий из одесситов» и «самый одесситский из бельчан» провёл детские годы в коммуналке с адресом: улица Дерибасовская, дом 1, квартира 2...!
В 1941 году В. Слюсаревский окончил 8 классов школы и в период героической обороны Одессы он вместе с другими мальчишками принимал участие в задержании немецких диверсантов, коими была наводнена курортная «жемчужина у моря» сразу после оккупации нацистами и румынами... В Одессе еврея могла ждать только смерть и Слюсаревские – мать, бабушка и Вилен – эвакуировались в Ростов-на-Дону (здесь, едва записавшись в школу, парень сразу же был направлен на рытьё окопов), а затем в Кабардино-Балкарию, где удалось окончить 9-й класс, потом ускоренные курсы помощника комбайнёра – и даже участвовать в уборочной страде… Далее был Казахстан, откуда В. Слюсаревского в 1943 году мобилизовали в Красную Армию. Сельского тракториста направили в снайперскую школу города Байрам-Али (Туркмения) – и уже через несколько месяцев Вилен не только выиграл первенство Среднеазиатского военного округа, но и выполнил норму мастера спорта СССР. В дальнейшем, окончив курсы младших лейтенантов, он был направлен в распоряжение командования Первого Украинского фронта. Снайперские навыки помогли молодому командиру не только лихо воевать, но и беречь людей – подчинённых и себя самого. Многим повезло выжить, чтобы много десятилетий спустя радоваться гортанному крику и хрипу: «Победа!»... По окончании войны их часть была передислоцирована из-под Берлина в Белоруссию. В 1946 году Вилен демобилизовался, окончил школу с серебряной медалью и впервые принял участие во Всесоюзном параде физкультурников: под руководством выдающегося тренера Н. И. Губанова в Москве была продемонстрирована знаменитая губановская «Клумба», не имевшая равных в гимнастическом мире. Год спустя отличник Слюсаревский без экзаменов поступил на юридический факультет Львовского университета. Спортивную гимнастику там преподавал мастер спорта В. П. Беленький, который был ещё и знатоком методики обучения гимнастическому искусству. В зале львовского института физкультуры Слюсаревский имел счастье общения и совместных тренировок с великим гимнастом Виктором Ивановичем Чукариным... В 1948-м Вилен перевёлся в Одесский университет, где вновь продолжил занятия спортом. А ещё через год он приступил к работе как преподаватель кафедры физвоспитания того же ОГУ. Любопытно: уже а 1950 г. Вилен поступил на заочное отделение Киевского института физкультуры и какое-то время учился одновременно в двух вузах, получив сначала одесский диплом, а вслед за ним и киевский...
В 1952 г., отпраздновав победу в командном первенстве вузов Одессы, Слюсаревский был направлен с дипломом ОГУ на работу в молдавский город Бельцы. Поначалу трудился следователем прокуратуры Бельцкого района, юрисконсультом на ряде предприятий. Сразу же по прибытии в наш город Вилен заложил первооснову спортивной гимнастики, начав готовить команду Бельц к первенству Молдавской ССР. Тренировались уже тогда, как и сейчас, на базе нашей старейшей ДСШ № 1.
В 1954 г. Слюсаревскому посчастливилось во второй раз принять участие во Всесоюзном параде физкультурников (специальная гимнастическая группа под руководством заслуженного мастера спорта В. Колтановского). В 1956-м он бросил юриспруденцию и окончательно отдался работе в самой первой из детских спортшкол Бельц. Воспитал множество чемпионов и призёров республиканских соревнований, большую группу участников сборной МССР. Тренером юношеской сборной Вилен Аркадьевич был столько лет подряд, сколько его команда добивалась первого места в республике. Одно время Слюсаревский был завучем (первым) ДЮСШ-1.
Много позже, переосмысливая пережитое, В. Слюсаревский издал в Кишинёве сборник стихов и в предисловии к нему счёл необходимым поимённо перечислить тех своих питомцев, кто в разные годы был удостоен медалей и званий чемпиона (или призёра) чемпионатов и первенств Молдавии. Это Ротштейн Зюня, Галланцан Хилл, Плинский Костя, Болдеско Рита, Чуйко Владислав, Петов Геннадий, Попов Валерий, Иричук Костя, Лукин Валерий, Афонин Николай, Петрушин Игорь, Станишевский Олег, Громовенко Валентин, Строганов Анатолий, Панюшкин Валерий, Огер Константин, Гуртовой Валерий, Альберт Соломон, Рудачевский Валерий, Дряб Евгений, Бондаренко Василий, Кравцов Николай, Сторожев Александр, Сырцев Сергей, Шинкаренко Николай, Алхимов Вячеслав и другие... Весьма любопытно, что целая группа учеников Слюсаревского во взрослой жизни «переквалифицировались» из гимнастов-любителей в профессионалов всемирно знаменитого советского цирка. Всю страну и едва ли не полпланеты объездил с гастролями отважный воздушный гимнаст В. Панюшкин (многометровые перелёты под самым куполом). Он же вместе с В. Бондаренко когда-то демонстрировали лучший в СССР – а значит и в мире! – цирковой номер своего жанра. По их стопам пошёл и кандидат в мастера В. Рудачевский… Под руководством В. Слюсаревского тренировались и профессионально взрослели тогдашние молодые специалисты – выпускники физкультурно-спортивных или педагогических вузов: Шевченко Фёдор, Скребнев Владимир, Гимбра Савелий, Бружа Иван, Либенко Альбина, Кибрик Тамара…
По воспоминаниям Слюсаревского, становлению и развитию бельцкой спортивной гимнастики всячески помогали руководители: Лонгинова Э.П., Байкалов Н.И., Омельченко В.А., Селявский Б.П., Соколов А.Г. и другие бескорыстные энтузиасты. В 1986-м Слюсаревский вышел на пенсию, однако и в этом «почётном» статусе продолжал работать с девочками-гимнастками – членами сборной Молдавии, кандидатами в сборную СССР, а также с батутистами – чемпионами МССР. Много и охотно помогал коллегам, которые занимались совершенствованием талантов юных гимнастов: тренерам Дряб Е. Н., Ямпольской И. М., Герасимовой Л. В., Михай В. В., Еркиной Т. В., Златовой Л. Н.
В 1991 году Вилен Аркадьевич воспользовался своим правом на репатриацию в Государство Израиль. На родине предков он тоже отдал немало сил как опытный тренер спортивных гимнастов. Вместе с супругой Раисой Михайловной Лимановой (в Бельцах она была не просто адвокатом, но и настоящим правозащитником) он воспитал двух сыновей...
Герой нашего рассказа начал писать стихи, когда ему было уже пятьдесят. Вот лишь одно из стихотворений, взятых нами из книги, изданной младшим из сыновей, Юрием, в 2002 году:
Н О Р О К!
Язык твой не осилил я, Молдова – Короткий для того был дан мне срок. Но не могу забыть лишь слово – Сердечное молдавское – «Норок!».
Моя Отчизна – как букет весенний. И ты, Молдова, яркий в нём цветок. В труде, в заботах, в праздниках, в веселье – Со мною твоё верное – «Норок!».
Когда я расстаюсь с тобой, Молдова – К тебе вернуться я даю зарок, Чтоб вновь мне под твоим радушным кровом, Звучало задушевное – «Норок!».
Куда бы ни поехал я, Молдова – На север, запад, юг или восток, Всегда – в жару, в пургу, в мороз суровый – Со мной чистосердечное: «Норок!».
Тобою я навеки очарован. Люблю гостеприимный твой порог, И радостно я повторяю снова Ласкающее, доброе – «Норок!».
Я Родину рекою вижу полной, И ты, Молдова, в ней живой приток, С тобой в разлуке я всё время помню Молдавское и братское – «Норок!».
Оно даёт прилив мне силы новой, Мне слышится днестровский ветерок, Рабочий пульс красавца Кишинёва И говорю я от души – «Норок!».
Вот таким был он – бельцкий одессит Вилен Слюсаревский, человек нескончаемой энергии и неукротимый оптимист.
материал прислал Михаил МЕСТЕР, он же был шеф-редактором данной статьи в журнале "Президент", в 2007-м...
Сообщение отредактировал duraki1909vse - Воскресенье, 29.03.2020, 03:02
Дата: Суббота, 25.04.2020, 17:01 | Сообщение # 367
настоящий друг
Группа: Друзья
Сообщений: 729
Статус: Offline
Торт
…Какими замечательными были наши встречи у друзей - Полины и Саши! Сейчас, когда по прошествии времени я вспоминаю наши посиделки, то не могу понять, как же мы все умудрялись поместиться в их небольшой кухне! Нас, взрослых, обычно собиралось человек шесть-семь. Под чай там велись серьёзные рассуждения о политике, об искусстве и беседы об НЛО. Всё это перемежалось анекдотами… Наши темы были неисчерпаемы и разнообразны. Но больше всего мы любили слушать песни, которые Саша пел под гитару, и его рассказы о Грушинском фестивале, о слётах авторской песни, на которых он бывал не раз. Я очень любила их дом. С упоением слушала Сашу, но иногда со вздохом говорила: "Какая же я несчастная - не бывала на фестивале, не знакома ни с Вероникой Долиной, ни с Вадимом Егоровым, эх …". Мои переживания не остались незамеченными друзьями: однажды, придя к нам в гости, Саша с Полиной прямо с порога радостно сообщили, что сочинили про меня частушку, и тут же мне её пропели: «Я несчастная такая! У меня депрессия! Спасибо - НЛО летают, А то бы я повесилась!»…
В те дни, когда в их семье отмечался чей-либо день рождения или праздник, мы обычно сидели уже не на кухне, а в просторной комнате, за празднично накрытым столом, и нахваливали угощения, приготовленные Полиной. Всё всегда бывало изумительно вкусно и всякий раз, когда на столе появлялось новое блюдо, гости тут же принимались его активно обсуждать. Одно лишь обстоятельство нарушало на этих праздниках стройность и целенаправленность наших похвал. Когда дело доходило до сладкого - торта, традиционно приготовляемого на десерт, - в наших рядах наступало некоторое смятение. Дело в том, что очень вкусный крем, с любовью приготовленный хозяйкой, которым были смазаны коржи торта, почему-то никогда не застывал до нужного состояния. И поэтому торт постоянно подтекал, что, понятно, было поводом для всякихнаших подтруниваний и хихиканий. Полина отшучивалась, но отчего-то упорно не хотела ничего менять в рецепте крема. Единственной её уступкой нам было то, что до подачи на стол она стала помещать торт в морозилку. Но это внесло в него совсем немного изменений - крем держался в полутвёрдом состоянии чуть дольше, но неизменно таял раньше, чем нам бы этого хотелось… При таких обстоятельствах посмаковать торт и растянуть удовольствие, получаемое от него, было невозможно. И, конечно же, подшучивания продолжались. Гости всячески добродушно изощрялись - кто во что горазд… Но однажды, в один из очередных праздников, справляемых у наших друзей, после замечательного застолья, решительно настроенная Полина, неся к столу свой знаменитый подтаивающий торт, предостерегающе произнесла: - Если ещё кто-нибудь скажет что-нибудь нелестное о моём торте, то я… Но фразу вместо неё продолжил один из друзей: «То я просто выплесну его вам в лицо!»…
На этом и закончились все подшучивания. А торт Полины ещё долго существовал и продолжал радовать нас своим вкусом и немного необычным видом…
Инна Симхович, 2018
Сообщение отредактировал Примерчик - Суббота, 25.04.2020, 17:04
Дата: Суббота, 23.05.2020, 08:48 | Сообщение # 368
добрый друг
Группа: Пользователи
Сообщений: 245
Статус: Offline
Бельчанин: Молдаване при пандемии влезли в долги, а бельгийцы отложили деньги
Если в РМ из-за пандемии коронавируса люди влезли в большие долги и им нечем было кормить своих детей, то в Бельгии государство помогло своим гражданам настолько, что они смогли даже отложить. Об этом рассказал бельчанин Алексей Лунгу, который живёт и работает в Бельгии вместе с супругой уже 7 лет... По его словам, даже приезжие рабочие, которые оказались запертыми в стране из-за вируса, получали пособие по безработице и доплаты на некоторые коммунальные услуги. В то же время основная помощь государства была направлена на малый бизнес. Так как его владельцы сами собирают себе пенсию и платят большие налоги. Выплачивались ли какие-то пособия тем, кто остался без работы в период карантина? Не было таких выплат, как в Америке или Испании… по 1000 евро выдавали. Если предприятия были закрыты из-за коронавируса, люди автоматически переходили от работодателя на содержание государства. То есть, государство выплачивало им 65-70 % от заработной платы. Плюс им ещё со вчерашнего дня начали выплачивать не помощь, а как они назвали это - премии, за каждый месяц по 208 евро. Обусловлена она тем, что люди находились долго дома, электрические и газовые затраты были больше. То есть, это на газ и свет премия. У вашей супруги-студентки был какой-либо доход во время изоляции? Жена моя на сегодняшний день учится уже год. За то, что она учится, государство ей платит. Это не стипендия, это тоже пособие по безработице. Она поступила на бесплатное обучение и получает от последней своей зарплаты также 65-70%. Тут считают, что человек не может учиться и жить без доходов. Незадолго до начала пандемии вы уволились с фирмы, в которой проработали 5 лет. Вы также получали пособие? При увольнении по собственному желанию ты теряешь право на пособие по безработице. Через три недели после отработанного времени в новой фирме открылся карантин, и предприятие закрылось, но я открыл себе больничный и мне сразу перечислили деньги за три недели моего больничного - 1200 евро. Я начал работать на новом месте, а дома всего лишь 2 недели был. Мне выплачивали деньги по страховке, за которую я плачу. Каждый человек, работающий в Бельгии официально, обязан иметь эту страховку, это почти как наш медицинский полис. В Молдове он стоит 4000 леев, здесь я плачу за себя 72 евро, это 1500 леев... Хватало ли вашей семье средств для существования во время карантина? Любая зарплата по любой профессии, не важно, банкир ты или уборщица, у тебя всё расписано по часу. Минимальная зарплата в час на сегодняшний день составляет 12 евро. Я, например, работаю полный день, зарплата у меня высокая, потому что я работаю в специальном секторе, я работаю в другое время, не в дневное. У меня достаточно неплохая зарплата. У моей жены есть пособие. Официально – 1000 евро. Социальная помощь, если у людей нет ничего, государство дает паре 1300 евро. И при этом им выделяют жильё. Прожиточный минимум в Бельгии на человека 870 евро. Поэтому судите сами, хватает или нет. Как государство помогло экономическим агентам? Основная помощь государства была направлена на малый бизнес. Если ваше предприятие, скажем, магазин, кафе, цветочный ларёк, был вынужден закрыться более чем на 21 день, вы получаете сумму в размере 4 тысяч евро. И каждый следующий день, включаемый в себя после закрытия, 160 евро. И помимо этого люди не платят налоги. Если у тебя нет иждивенца, то есть детей нет, то получаешь 1297 евро, а если у тебя есть хотя бы один ребенок, ты получаешь 1600 евро... Были ли организованы каникулы по выплате кредитов, как в других странах? В Молдове ставка по ипотеке составляет 8,5 %, по кредиту - 12 %. Здесь у нас на сегодняшний день ставка составляет всего лишь 2 %. Это твёрдая ставка. Для людей, у которых ипотека, ввели кредитные каникулы на тот период, пока они снова не начали работать. Что происходило с теми, у кого просрочен техосмотр авто? Мне нужно было ехать… Да, они открылись 4 мая, но техосмотр до 13 числа. Они сделали всемоткат времени до 11 ноября. Ты не обязан приезжать именно сейчас. Полиция об этом знает. Есть ли в стране проблемы с приобретением защитных масок? Государство из-за того, что ввело правило ношения масок, выдаёт на каждого члена семьи по одной многоразовой маске. Ты не обязан покупать её за свои деньги. Они ввели режим – пожалуйста, они тебе выслали маски. Они сказали тебе сидеть дома – они финансово тебя обеспечивают. Соблюдали ли люди карантинный режим или пытались выйти на улицу поскорее? Люди никуда не выходили. Не хотели. Они сидели на карантине и ещё, наверное, денег отложили. Люди здесь очень брезгливые. Когда начало всё открываться, я думал, что народ хлынет и тому подобное. Но, на самом деле, нет. Люди боятся выходить. Людей старше 40 лет без масок практически невозможно увидеть. В Бельгии карантин был введён 13 марта. На сегодняшний день страна с численностью населения 11,6 млн человек находится на 17 месте в мире по заболеваемости COVID-19. На 22 мая здесь чуть более 56 тысяч зараженных, из которых почти 15 тысяч выздоровели и более 9 тысяч умерли. Сейчас Бельгия частично выходит из ограничительного режима...
Сообщение отредактировал yura1909b - Суббота, 23.05.2020, 09:02
Дата: Четверг, 10.12.2020, 10:13 | Сообщение # 371
дружище
Группа: Пользователи
Сообщений: 331
Статус: Offline
Михаил Бабич с любимой внучкой Лорен Вспоминаю те дни с любовью
Михаил Бабич родился и провёл детство в селе Матиуцы Резинского района. Когда он учился в 8 классе, семья переехала в Бельцы. — Я стал учиться в молдавской школе № 13... До переезда в город русского языка практически не знал, но в Бельцах научился говорить по-русски. Классной руководительницей у меня была Людмила Ивановна Ботезату, она была прекрасной учительницей, сумела распознать во мне творческие способности и привлекла к участию в школьных театральных постановках, — вспоминает Михаил. Музыкального образования у Михаила нет, но, по его словам, «душа требовала петь». — Отец моей одноклассницы, дядя Саша Раду, был известным тогда музыкантом. Он приходил к нам в школу и помогал в театральных постановках. Он тогда сказал, что мне надо петь, так как у меня хорошо получается.
Михаил Бабич поёт на школьном мероприятии. Аккомпанирует дядя Саша Раду.
В 1968 году Михаил поступил в Бельцкий пединститут им. А. Руссо на специальность «Педагогика и методика начального образования». Учась на первом курсе, он пел в ансамбле мехкомбината. Однажды он попробовал стать участником ансамбля бельцкого пединститута «Гаудеамус», руководил которым Михаил Бланк. — «Гаудеамус» репетировал четыре раза в неделю по вечерам в зале административного корпуса пединститута. Когда я проходил мимо, то звуки прямо тянули туда и как-то я всё же зашёл и тихо сел в конце зала, слушал, как репетируют. Кроме меня, в зале были ещё студенты. Кто-то разговаривал, что мешало репетиции. Охранник стал всех выгонять. А мне так не хотелось уходить. И я сказал, что пришёл петь. Когда я это произнёс, у меня, помню, даже дыхание перехватило, я сам не ожидал, что так скажу. Миша Бланк велел подождать до конца и пообещал прослушать меня. Я тогда получил море счастья от того, что могу дальше сидеть на репетиции. Но попасть в коллектив не удалось. После прослушивания Михаил Бланк сказал, что в «Гаудемусе» достаточно солистов, и предложил подойти через год. — Я, конечно, очень расстроился и ушёл. Продолжил петь в коллективе мехкомбината, но скоро меня услышали и пригласили в городской ансамбль «Орион» при центральном Дворце культуры, где я пел около двух лет. В составе «Ориона» я участвовал во Всесоюзном конкурсе в Литве, пел вместе с Людмилой Барыкиной... Мы тогда стали лауреатами конкурса, а я получил специальный приз эстонского радио за исполнение песни «Fetita cu ochii verzi» в аранжировке руководителя ансамбля Наума Койфмана, — рассказал Михаил.
«Орион» на фестивале в Каунасе. Крайний слева — Михаил Бабич, третий — руководитель ансамбля Наум Койфман, между ними — Лев Ашкенадзе. В центре — Людмила Барыкина и Рива Меринфельд.
— Куратором «Гаудеамуса» была Лидия Ивановна Жулина, преподаватель французского языка на инязе. Она очень болела за коллектив и всё контролировала до такой степени, что носила с собой коробочку со щёткой для обуви, чтобы никто не вышел на сцену в неначищенных до блеска туфлях. Она как-то спросила меня, почему я учусь в институте, а пою в другом коллективе. Я ответил, что хотел и приходил, но меня не взяли. После этого мне предложили прийти снова в «Гаудеамус», но я отказался, сказал, что мне и в «Орионе» хорошо... — Мы жили на ул. Чапаева. Помню, что был сильный дождь, грязь по колено, но Миша и Лидия Ивановна пришли и стали меня убеждать, что если я учусь в институте и мне там что-то дают, то и я должен что-то отдавать. Потом меня ещё вызвали к ректору... Иван Гаврилович Боршевич спросил меня по-молдавски: «Пуишор, хочешь учиться в институте?» «Ну, конечно, хочу». «Тогда иди пой и добивайся успехов». Я всё понял... Некоторое время Михаил пел и в «Орионе», и в «Гаудеамусе», но потом всё же пришлось делать выбор... — В «Гаудеамусе» мне нравилось больше. Здесь были более молодые участники и все энтузиасты. В «Орионе» люди работали за зарплату и не так отдавались делу, как в «Гаудеамусе». — Поскольку «Гаудеамус» был студенческим, то его участники менялись, так как оканчивали учёбу и уезжали. Но это был серьёзный коллектив. Мы выступали не только в своём вузе, а участвовали в разных музыкальных фестивалях и конкурсах и занимали призовые места. Например, я участвовал с «Гаудеамусом» во Всесоюзном фестивале студентов педвузов в г. Николаев в 1972 году, где занял второе место и особый приз зрительских симпатий. В телевизионном конкурс вокалистов Молдавии занял первое место, были и другие достижения, которым я тогда не придавал им большого значения... По словам Михаила Бабича, в «Гаудеамусе» всё же был основной костяк, который на протяжении многих лет не менялся: — Это Миша Бланк, его брат Илья, я, Алик Бойкис, который заменил Лёву Ашкенадзе, потому что тот уехал в США, и Гриша Портной, который пришёл вместо Шурика Шойфа (он оказался сильно занят на основной работе). Душой коллектива был, конечно, Миша Бланк. Репертуар был очень большим. — Я до сих пор держу в памяти более 80 песен на русском, молдавском и иностранных языках. То есть могу их исполнить в любое время дня и ночи. А начинал с песен Вадима Мулермана. Одной из первых была «Как хорошо быть генералом»... её всегда требовали. И я выходил и пел, это кошмар какой-то был...
«Гаудеамус». Слева направо: Лев Ашкенадзе, Шурик Шойф, Саша Лемберский, Михаил Бабич, Михаил Бланк, Илья Бланк.
«Гаудеамус» принимал участие и в студенческих играх КВН. — Помню, соревновались наш пединститут и Институт искусств. Музыкальные номера со стороны кишинёвского вуза представляла Надежда Чепрага, а со стороны Бельц — я. И каково же было всеобщее удивление, когда нам дали одинаковое количество баллов. Все радовались, что мы выступили на уровне...
После окончания института Михаила Бабича призвали в армию. Он прошёл прослушивание в Ансамбль песни и пляски внутренних войск Украинской и Молдавской ССР, где прослужил год, много гастролируя по стране. По окончании службы Михаилу предлагали остаться в ансамбле, но он вернулся в Бельцы и свой музыкальный коллектив...
— Участников «Гаудеамуса» администрация института старалась устроить на работу в вузе, чтобы мы оставались в коллективе, так как были ему нужны. Я, например, преподавал на факультете общественных профессий, где студенты могли получить дополнительные, так называемые общественные профессии: журналиста, актёра, музыканта, руководителя кружка художественной самодеятельности ...
«Гаудеамус» был очень востребован не только в Бельцах, мы выступали во всех городских парках, много ездили по стране. — По окончании учебного года мы ездили агитбригадой по молдавским деревням и везде давали концерты. Нам давали институтский автобус с водителем, и в течение трёх недель мы выступали в деревенских клубах, на поле, каких-то выставках и т. д. Зато потом на этом автобусе мы могли поехать на неделю-две на отдых. Одна из таких поездок была в Карпаты и запомнилась мне навсегда. Один раз «Гаудеамус» отправили выступать далеко на север, в Коми АССР. — Мы были в Сыктывкаре, Троицко-Печорске, Ухте… Это далеко-далеко. Там дорог не было, только тропинки. Нас поселили на барже с каютами. Мы плыли по реке в сторону Воркуты и по пути давали концерты, получая от поездки незабываемые впечатления...
Кроме того, несколько лет подряд «Гаудеамус» ходил в круиз на корабле «Молдова» из Одессы по Черноморскому побережью и на протяжении поездки давал концерты. — Однажды нас премировали таким круизом, а потом у нас завязалась дружба с руководством корабля, и мы стали ездить каждое лето недели на три. Нас там уже ждали и как друзей, и как желанных музыкантов. Мы ехали большим коллективом, человек 15-17, хотя состав группы был намного меньше. Старались взять с собой как можно больше студентов, особенно выпускников, чтобы люди увидели что-то красивое и получали удовольствие бесплатно. Когда ещё представится такая возможность? В общем, жили весело и интересно, — вспоминает Михаил... Кроме того, «Гаудеамус» постоянно выступал на свадебных вечерах. — Мы хорошо зарабатывали. Люди заказывали нас заранее, чтобы только мы играли у них на свадьбе... Мы всегда вкладывали душу, серьёзно и профессионально подходили ко всему, что делали. Если дали слово, то всегда сдерживали. Мы не позволяли себе прийти на свадьбу в обычной одежде, у нас были концертные костюмы, ведь мы должны были выглядеть лучше, чем гости... Работа в «Гаудеамусе» навсегда осталась в моей памяти как что-то самое нежное, яркое и дорогое. До сих пор этот коллектив помнят очень многие. Я вспоминаю те дни с любовью, — говорит Михаил.
— В 1990 году я уехал в Израиль, но здесь я музыкой не занимался лет десять... Работал в разных местах. Думал, найти себя в чём-то другом. У меня ведь педагогическое образование и опыт в этой сфере... вот я и рискнул открыть частный детский сад, так как русскоязычных садов здесь было мало. Подумал, что могу дать детям то, чего не получил сам, когда жил в деревне... Мой детский сад был довольно успешен. Но тяга к пению не отпускала, хотя найти место в музыкальной сфере в Израиле оказалось не так просто... — Начинать было очень сложно. Никто тебя не знает, никуда не приглашает, никому ты не нужен, потому что все места заняты. Тут в ресторане могут петь люди с консерваторским образованием. Очень много бывших солистов очень сильных советских коллективов. Знаю, например, ребят из «Лейся, песня», которые работают в ресторанах. Попасть куда-то очень сложно. Но мне повезло, благодаря тому, что я знаю румынский язык. Я пошёл на прослушивание в известный румынский ресторан «Рапсодия» в Тель-Авиве, и меня тут же взяли вместе с другим музыкантом-бельчанином Ароном Гнибелем. Мы там работали лет пять. Я пел в ресторане по пятницам и субботам... Сейчас я уже на пенсии, но здесь есть много домов для престарелых, и меня часто приглашают туда на концерты. Мне это приятно, и людям приношу радость, и что-то к пенсии прирпбатываю. Иногда выступаю на частных вечеринках.
— В Бельцах последний раз я был в 2014 г. ...к сожалению, на похоронах Миши Бланка. Я был на работе. Мне позвонил Алик Бойкис и говорит, что уже заказал нам билеты на самолёт и через два часа надо быть в аэропорту. Коллеги сделали мне сэндвич в дорогу, и я как был, в рабочей одежде, поехал в аэропорт. Миша Бланк был моим самым близким другом. Нас очень многое связывало. Это был человек очень добрый, отзывчивый, тактичный, чувствительный...
— По Бельцам я скучаю всегда, это мой родной город. Молдавия — любовь моя. Этого не выбросишь ни из головы, ни из сердца...
Дата: Пятница, 26.02.2021, 15:22 | Сообщение # 374
настоящий друг
Группа: Пользователи
Сообщений: 692
Статус: Offline
Песни на его тексты исполняли София Ротару, Ион Суручану, Ян Райбург, ансамбль «Норок». На союзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышло 36 пластинок, которые включали его работы! А родился знаменитый молдавский поэт-песенник и радиожурналист в Бельцах в 1923 году...
Учился Ефим Кримерман в начальной школе в Галаць. Родители отдали его в католическую школу, так как там с 1-го класса дети учили французский и итальянский языки. Как вспоминал сам Кримерман, на уроках они разучивали песни на итальянском языке, среди которых была такая: «Giovinezza, giovinezza, primavera di belezza!» («Юность, юность, весна красоты»). Позже в Мюнхене известный журналист и полиглот Джованни Бенци, услышав эту мелодию от Ефима Кримермана, испуганно прикрыл ему рот и сказал: «Это марш юных фашистов». Ефим тогда вспомнил, что именно в эти годы пришёл к власти Муссолини, и некоторые ученики старших классов посещали школу в униформе «balila» — членов детской фашистской организации... Лицей Ефим Кримерман заканчивал в Бухаресте. Это мог быть элитарный лицей им. Д. Болинтиняну, который был рядом с домом. Но его директор сказал маме Ефима: «Прошу вас, поймите, фамилия вашего сына звучит неподходяще». Ребёнка отдали в лицей им. Воеводы Михая - «Mihai Viteazul» в Бухаресте...
«В начале войны я был уже на левом берегу Прута, — продолжает Кримерман. — На правом берегу хозяйничали легионеры, кузисты и национал-экстремисты. А с вокзала Кишинёва, "освобождённого" советскими танками, шли десятки эшелонов с депортированными в Сибирь. В первые дни войны я ушёл добровольцем на фронт, оставив своих родителей с разбитым сердцем. Позже я их нашёл, и в 1945 году мы вернулись в Кишинёв». В 1946 году в Кишинёве открылся первый в Молдавии университет. Ефим Кримерман решил поступать: «Моей мечтой с детства было чего-то достичь в жизни. Но врата открылись не сразу. В приёмной университета сидел мужчина, от которого пахло вином. Он сказал мне: "Наш университет — кузница национальных кадров..." — давая мне понять, что я ошибся дверью. Но к моему счастью за время войны я хорошо освоил русский разговорный язык, особенно всё богатство бранной речи. Увидев, что моя гимнастёрка не произвела на него нужного впечатления, я выдал тираду из нескольких фраз, предназначенную для мужского слуха, и он был вынужден принять мои документы»... Первое молдавское отделение филфака, где учился Кримерман, насчитывало 18 студентов. Совместно с сокурсником Игорем Крецу Ефим Кримерман организовали первый литературный кружок в университете, в нём были студенты с четырёх факультетов. «Мы читали стихи, рассказы, критиковали в основном язык поэтов и прозаиков с левого берега Днестра, которые представляли литературу всей республики. Возможно, поэтому газета "Молдова сочиалистэ", как орган ЦК партии, пришла к выводу, что литературный кружок, председателем которого я был, не имеет ничего общего с советской действительностью. И кружок вскоре распустили». Этот период жизни Ефим Кримерман характеризует так: «Пять лет в университете, годы борьбы с космополитизмом, годы официального антисемитизма, годы надежд и разочарований, близкой дружбы с Игорем [Крецу], дискуссии в тенистых улицах Кишинёва о судьбе литературы, годы первых моих стихов о любви и первые публикации в газетах...».
Ефим Кримерман стал работать литературным редактором в Молдавской филармонии. Его поэтический талант оказался востребован на эстраде. Песни Кримермана появились в более чем в 20 сборниках. На союзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышло 36 пластинок, с его песнями... Песни удостаивались первых премий на республиканских конкурсах 1962-1965 и 1967 гг. В 1968 г. песня «Только ты мне нужна» заняла 1-е место на Международном молодёжном фестивале в Сочи, а композиция «Nu cînta iubirea» (муз. Константина Руснака) стала лауреатом всесоюзного фестиваля «Песня-79». Его творения исполняли знаменитые певцы и ВИА: Вадим Мулерман, Ян Райбург, Мария Кодряну, Нина Круликовски, Ион Суручану, «Оризонт», «Норок», «Контемпоранул» и другие. И тем не менее на местном уровне его имя раздражало слух партийного и министерского начальства. Некоторые стихи пришлось публиковать под псевдонимом Ефим Чунту. Как-то в большом зале филармонии прослушивали новую программу ансамбля «Контемпоранул». Новый директор, бывший секретарь райкома партии, делал записи в блокноте. А потом заметил: «Вам, товарищ Кримерман, надо учиться писать песни у Ефима Чунту»...
«De ce plîng chitarile» («О чём плачут гитары») была песней, сочинённой по заказу автора мелодии. «На одной из первых репетиций после гастролей в 1967 году художественный руководитель ВИА «Норок» Михай Долган попросил меня сделать текст к мелодии. Мы поднялись на большую сцену. Кто-то попробовал недавно приобретённый электроорган, звучали гитары, колонки давали такой громкий звук, что мы с Михаем не слышали друг друга. Тогда мы спустились в малый зал. Здесь Михай сел за [рояль] «Петрофф», начал играть мелодию, а я взялся ловить «рыбу»... На следующий день я принёс ему текст. Через час в мой кабинет зашёл администратор «Норока» и сообщил, что ребята уже знают весь текст наизусть и беспрерывно его поют. Министерство культуры утвердило текст без единого комментария, только Соколов, глава реперткома и офицер госбезопасности, спросил, почему фонари знают, о чём плачут гитары, а безопасность... не знает. Песня обычно рождается двумя способами: либо композитор пишет музыку к твоим стихам, либо ты пишешь их на уже на готовую музыку — это называется на нашем жаргоне “рыба”. Композитор исполняет свою мелодию на фортепьяно несколько раз, чтобы ты её лучше прочувствовал, а ты на клочке бумаги лихорадочно записываешь фразы со словами, которые приходят в голову. Я знал поэтов, которые писали тексты песен только на “рыбу”. Например, "молдавский" поэт Ливиу Деляну (настоящее имя Липа Клигман), которому принадлежит среди прочих знаменитая песня “Sanie cu zurgalăi”. “Я понял, что песня может быть только о любви, её идею должна выражать первая строка, первая фраза. Как правило, запоминаются первые строчки, но звучащие ясно, в новой гармоничной форме. “О чём плачут гитары” знает только тот, кто поёт о них. Не менее важна звучность стиха. Это правило должно соблюдаться независимо от того, кто является инициатором произведения — композитор или автор текста».
Проработав в Молдове 20 лет, Ефим Кримерман решился на эмиграцию. Перед отъездом у него отобрали дипломы, награды, военный билет, где было отмечено звание капитана, знаки государственного отличия, а также запретили брать с собой рукописи.
В 1980 году Ефим Кримерман уехал в Израиль, затем перебрался в Германию (Мюнхен), где в 1981-1994 годах работал журналистом и редактором в румынском отделе Радио «Свобода» (под псевдонимом Григоре Сингурел). Позже Ефим Кримерман с семьей осел в Ахене, городе на западе Германии, почти у границы с Голландией и Бельгией. Женой поэта была Шейндл Кримерман (1923—2010).
Умер Ефим Кримерман в 2015 году. Похоронен он рядом с женой на Еврейском кладбище в Ахене.